Агрессия - Бэрон Р., Ричардсон Д. Бэрон роберт, ричардсон дебора "агрессия" Уровень и объем

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

Новые главы: представление основных тенденций

Включение множества новых тем: учет современных данных

Включение материалов современных исследований: в ногу с научным прогрессом

Что осталось без изменений: то, что работает, остается в силе

Организация

Уровень и объем

Иллюстрации

Актуальность

В заключение -- просьба о помощи

1. АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

Агрессия: рабочее определение

Агрессия как поведение

Агрессия и намерение

Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления

Агрессия затрагивает живые существа

Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения

Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии

Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?

Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход

Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода

Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы

Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба

или вреда другим

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия

Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна

Агрессивное побуждение: заключительные комментарии

Модель образования новых когнитивных связей Берковица

Взаимозависимость познания и возбуждения

Что следует из когнитивных моделей

Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное

научение насилию

Концепция социального научения: некоторые важные выводы

2. МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ

Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях

Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса

Архивные исследования

Вербальная информация

Личностные шкалы

Оценивание другими

Проективные методы

Заключение

Наблюдение агрессии

Полевые наблюдения

Натуралистические наблюдения

Автомобильные сигналы

Межличностные конфронтации

Заключение

Лабораторные наблюдения

«Игровые» меры агрессии

Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят

Прямая физическая агрессия: вред без ущерба

Критические замечания относительно лабораторных методов изучения агрессии

Заключение: каким образом исследователь выбирает метод и подход?

3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Усвоение агрессивного поведения

Семейные взаимоотношения

Полные и неполные семьи

Отношения «родители -- ребенок»

Взаимоотношения с братьями и сестрами

Стиль семейного руководства

Наказания

Контроль

Другие факторы

Модели семейного влияния

Особое примечание о наказаниях

Вред, который могут причинить наказания

Эффективные наказания

Взаимодействие со сверстниками

Научение агрессивным действиям

Агрессия и социальный статус

Демонстрация моделей агрессивного поведения: влияние наблюдаемой

со стороны агрессии

Обучение на живых примерах: глядя на других людей

Став жертвой насилия

Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению

Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии

Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях

Интерпретация «посылов к агрессии»

Выбор реакции

Оценка реакции

Реакция утверждена и вступает в силу

Устойчивость агрессивного поведения: можно ли на основе знаний об агрессивности в детстве делать прогноз об уровне агрессивности в зрелые годы?

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ

Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии

Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии

Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии

От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы

Уровень фрустрации

Посылы к агрессии

Непредвиденность фрустрации

Заключительный комментарий

Вербальное и физическое нападение: реальная и кажущаяся провокация как предпосылки агрессии

Ответная агрессия

Почему люди мстят

Месть как защита

Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки агрессии

Пол объекта агрессии

Раса объекта агрессии

Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии

Приказ есть приказ: подчинение власти

«Сторонний наблюдатель» наносит ответный удар: эффект присутствия

и поступков третьей стороны

Слова и поступки наблюдателей

Присутствие и статус посторонних

ВВЕДЕНИЕ

(РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЕМ ПЕРЕРЫВЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗДАНИЯМИ)

Пятнадцать лет -- еще не вся жизнь, но, несомненно, большой ее отрезок. Оглядываясь назад, трудно поверить, что первое издание «Агрессии» было опубликовано в конце 1977 года. Президентом Соединенных Штатов был тогда Джимми Картер, еще не был отснят первый эпизод «Звездных войн», и все еще были в ходу большие автоматы с газированной водой. Аятолла Хомейни не был столь известен, термин «озоновая дыра» был непривычен, а аббревиатура СПИД мало что говорила и, конечно, не вызывала ужаса у тех, кто с ней случайно сталкивался. Да, во многих отношениях это был совершенно другой мир.

Прошлого не вернешь, и невозможно сократить промежуток между первым и вторым изданиями этой книги. Если сверхусилие поможет наверстать упущенное, то мы, конечно, сделали все возможное, чтобы усовершенствовать и расширить книгу, внеся в нее для этого множество изменений. О наиболее важных из них говорится ниже.

НОВЫЕ ГЛАВЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Возможно, наиболее важным -- и, несомненно, наиболее заметным -- изменением в этом новом издании является включение трех новых глав:

Глава 3. Становление агрессивного поведения.

Глава 7. Биологические основы агрессивного поведения человека.

Глава 8. Агрессия в естественных условиях.

В последние годы спектр исследований по агрессии человека существенно расширился, и в указанных главах мы попытались учесть этот факт.

В главе 3 («Становление агрессивного поведения») рассматриваются пути усвоения индивидуумами агрессивного поведения в процессе взаимодействия с членами семьи, сверстниками и другими представителями общества. Здесь также исследуется роль моделей агрессивного поведения и когнитивных факторов в формировании агрессии.

В главе 7 («Биологические основы агрессивного поведения человека») говорится о взаимосвязи между потенциальным агрессивным поведением и биологическими факторами, а также о возрастающем интересе к роли последних во всех формах социального поведения. Обсуждаются такие интересные вопросы, как наследуемость агрессии, роль половых гормонов и доля участия нервной системы в агрессивном поведении. Кроме того, в этой главе рассматриваются некоторые детали сложных взаимосвязей между возбуждением и агрессией.

Глава 8 («Агрессия в естественных условиях») отражает растущий интерес исследователей к осмыслению изучаемого поведения в самых разных внелабораторных (естественных) условиях. Эта глава включает дискуссии на важные и актуальные темы -- например, воздействие алкоголя и наркотиков на агрессию, сексуальное насилие, влияние порнографии на агрессию, а также связь агрессии со спортом.

Мы полагаем, что в каждой из упомянутых глав содержатся важные достижения в изучении агрессии человека и, вместе взятые, они значительно расширяют проблематику данного издания.

ВКЛЮЧЕНИЕ МНОЖЕСТВА НОВЫХ ТЕМ: УЧЕТ СОВРЕМЕННЫХ ДАННЫХ

В то время как новые главы вносят наиболее очевидные изменения в содержание «Агрессии», они являются лишь частью общей картины. В главы, сохранившие прежние или получившие сходные названия, введены новые разделы. Вот неполный список новых разделов и направлений исследования, появившихся во втором издании:

Глава 1. Агрессия: определение и основные теории

Когнитивные модели агрессивного поведения

Регуляторы агрессивного поведения

Глава 2. Методы систематического изучения агрессии

Архивные исследования

Вербальная информация

Натуралистические наблюдения

Личностные шкалы

Глава 3. Становление агрессивного поведения

Глава 4. Социальные детерминанты агрессии

Эмоциональные и когнитивные процессы

Месть как защита

Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других

Глава 5. Внешние детерминанты агрессии

Архивные исследования

Воздействие загрязнения воздуха на агрессию

Глава 6. Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установки и гендер

Тревога и агрессия: страх социального неодобрения

Предвзятая атрибуция враждебности: приписывание дурных намерений другим

Раздражительность и эмоциональная чувствительность: бурная реакция на провокацию

Первопричина гендерных различий в агрессии: генетика или социальные роли?

Глава 7. Биологические основы агрессивного поведения человека

Глава 8. Агрессия в естественных условиях

Глава 9. Превентивные меры и управление агрессией

Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос «за что?» может повлиять на ход агрессии

Извинения или оправдания: почему выгодно говорить «простите»

Тренинг социальных умений: как научиться не создавать себе проблемы

ВКЛЮЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: В НОГУ С НАУЧНЫМ ПРОГРЕССОМ

Теоретические обоснования и направления исследований, обсуждавшиеся в первом издании, во многих случаях сохранены. По каждому вопросу приводятся уточненные современные данные. Более 25 % цитат в данной книге взяты из книг, выпущенных в 1987 году и позднее.

Одно из наиболее важных изменений касается авторского состава. Дебора Ричардсон, став моим соавтором, внесла огромный вклад в это издание. Несмотря на общий интерес к теме человеческой агрессии, наши теоретические взгляды и программы исследований достаточно различны, и это существенно обогатило книгу. Хотим отметить, что следование наших фамилий на титульном листе ни в коей мере не соответствует внесенному вкладу, а всего лишь отражает тот исторически сложившийся порядок, согласно которому присоединившиеся авторы обычно упоминаются во вторую очередь. Мы считаем себя абсолютно равноправными соавторами, а наше сотрудничество -- равноценным в стремлении к общей цели.

ЧТО ОСТАЛОСЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ: ТО, ЧТО РАБОТАЕТ, ОСТАЕТСЯ В СИЛЕ

Мы с удовольствием отмечаем, что первое издание этой книги было хорошо принято как студентами, так и нашими коллегами-профессионалами. Ввиду этого успеха оставлены без изменений следующие ее особенности:

ОРГАНИЗАЦИЯ

Мы твердо верим в то, что для эффективной коммуникации необходима четкая организация. Соответственно, этому вопросу уделено значительное внимание. Материал внутри глав скомпонован четко и, по возможности, методично. В главах помещены важные перекрестные ссылки, указывающие на связи между темами, рассматриваемыми в разных частях книги.

УРОВЕНЬ И ОБЪЕМ

Как и предыдущее, второе издание написано так, что может быть понятно читателям, не имеющим специальной подготовки в науках о поведении, а также доступно студентам последних курсов самых разных специализаций. Поскольку материал изложен достаточно детально, читатели смогут не только немало почерпнуть из введения к каждому разделу, но и разобраться в сложностях изучения такой сложной темы, как человеческая агрессия. Что же касается объема, то, несмотря на значительное увеличение количества материала в связи с появлением трех новых глав, в этом отношении книга мало отличается от своего первого издания.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

В книгу включено множество графиков и схем. Весь этот иллюстративный материал специально подготовлен для данного издания таким образом, чтобы быть доступным всем, кто не знаком с принципами иллюстрирования научных данных. А поскольку наш собственный преподавательский опыт подсказывает, что немного юмора никогда не повредит, книга содержит и несколько подходящих карикатур.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Главной целью первого издания было рассмотрение современных знаний о человеческой агрессии. Как упоминалось выше, в новом издании сохранился тот же подход. Основное соображение следующее: всегда можно проследить связь большинства новых исследований и теорий с более ранними представлениями, если же не включить в текст современные данные, то для некоторых читателей они так и могут остаться неизвестными. Поэтому там, где необходимо, мы принципиально рассматривали как можно больше современных открытий и обоснований.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

Мы искренне верим, что наши усилия по усовершенствованию книги увенчались успехом. Мы полагаем, что она стала более исчерпывающей и полезной по сравнению с первым изданием. Тем не менее, понимая, что нет предела совершенствованию и еще многое можно улучшить, мы с нетерпением ждем ваших отзывов. Примите наши уверения в том, что мы внимательно проанализируем все замечания, отзывы и предложения и все они будут учтены при подготовке следующего издания. Заранее благодарим вас за помощь -- мы высоко ее ценим.

Роберт А. Бэрон ,

Дебора Р. Ричардсон

1 В некоторых русскоязычных работах по агрессии автор этой книги упоминается как Р. Барон. (Прим. научн. ред.)

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

В подготовке этого издания нам помогали многие щедрые и талантливые люди. Не имея возможности перечислить здесь всех, мы хотим выразить благодарность тем, чья поддержка оказалась наиболее существенной.

Во-первых, мы благодарим многих коллег, которые, обсуждая с нами свои идеи, присылая свои статьи и откликаясь на вопросы по поводу переиздания, помогали нам быть в курсе современных представлений о человеческой агрессии. А поскольку данная книга отражает их усилия в той же мере, что и наши собственные, значительность их вклада неоспорима.

Во-вторых, мы выражаем искреннюю благодарность Расселу Джину (Russell Geen) за важные и конструктивные комментарии к первому варианту рукописи. Зная о его занятости, мы глубоко признательны за то, что он нашел время прочитать все главы и обсудить с нами свои впечатления. Приняв его замечания и предложения, мы убеждены, что книга от этого значительно выиграла.

В-третьих, мы благодарим Крэйга Андерсона, Дэвида Перри, Стива Прентис-Данна, Сэма Снодграсса и Джеймса Тедеши (Craig Anderson, David Perry, Steve Prentice-Dunn, Sam Snodgrass & Jamed Tedeschi) за замечания к разным главам. Их помощь была творческой и полезной.

В-четвертых, мы выражаем благодарность нашему издателю, Элиоту Вернеру (Eliot Werner), за его поддержку, энтузиазм и дружеское отношение во время подготовки проекта, за его ободрение и здравые суждения, которые были нам столь необходимы. Сотрудничество с ним было удовольствием, и мы надеемся продолжить его в будущем.

Наконец, мы благодарим Уэнди Гарднер (Wendi Gardner) за проявленное ею терпение, когда выходила из строя копировальная техника, терялись журналы и возникали осложнения с графическими программами. Также мы благодарим Сьюзен МакДонаф (Susan McDonough) за перепечатывание кажущегося бесконечным списка ссылок.

Всем этим людям и многим другим мы говорим: «Спасибо, спасибо, спасибо!»

1 АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

¦ Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов (Straus Gelles & Steinmetz, 1980).

¦ От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей (Pagelow, 1984).

¦ Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей (Pagelow, 1980).

¦ 16% детей сообщают, что их избивают братья или сестры (Straus et al., 1980).

¦ Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств (Bureau of Census 1988).

¦ Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах (Baker, 1986).

¦ Главной причиной смерти чернокожих американцев в возрасте от 15 до 34 лет является насильственная смерть (Butterfield, 1992).

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

¦ При взятии Трои в 1184 году греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть женщины и дети, были проданы в рабство.

¦ В годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420--1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие «преступления» против церкви и государства.

¦ У бушменой племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США и, судя по сообщениям, часто жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди (Lea, 1979).

¦ Более 45% смертей среди представителей народности уарони, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек (Collins, 1983).

¦ У народности джебьюси (Gebusi) в Папуа-Новой Гвинее на убийства приходится более 30 % смертей среди взрослого населения (Knauft, 1985).

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем. Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций -- с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.

К сожалению, количество данных об агрессии так велико, что было бы неблагоразумно, если вообще возможно, рассмотреть весь имеющийся материал в настоящем издании, поэтому, обсуждая данную тему, мы обратимся к двум важным направлениям.

Во-первых, мы сосредоточимся, прежде всего, на проблеме человеческой агрессии, ибо она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, рассовые или этнические предрассудки). Сходное с агрессией поведение представителей других видов будет иметь для нас второстепенный интерес.

Во-вторых, обсуждение агрессии будет производиться, прежде всего, с социальной позиции. Мы будем рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов. Для этого есть две причины. Как покажут следующие главы, природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать в словах, действиях, присутствии или даже появлении других людей (Latane & Richardson, 1992). Глубокое понимание такого поведения требует также знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Конечно, это не означает, что другие факторы не причастны к ее появлению. Наоборот, многие дополнительные параметры внесоциального плана (например, гормональная перестройка), видимо, оказывают существенное влияние на агрессию. Тем не менее человеческое агрессивное поведение, по определению, осуществляется в контексте социального взаимодействия. В связи с этим представляется уместным и полезным рассмотреть агрессию прежде всего в этом ракурсе, который, с точки зрения современных авторов, наиболее плодотворен и информативен по сравнению с другими подходами, поскольку облегчает понимание «обычной агрессии». Несмотря на то что исследователи клинической или психиатрической ориентации предоставили большой объем информации об агрессии у людей с серьезными психическими нарушениями, они все же мало сообщили о тех условиях, в которых внешне «нормальные» индивиды могут подвергать других опасным нападкам.

То, что мы рассматриваем человеческую агрессию как форму социального поведения, отнюдь не ограничивает рамки наших исследований, а скорее помогает наиболее четко наметить сопутствующие темы при рассмотрении наиболее интригующих и принципиальных вопросов, к которым мы обратимся в следующих главах:

¦ Как влияет на агрессию сексуальное возбуждение?

¦ Действительно ли наказание является эффективным средством ослабления агрессивного поведения или контроля над ним?

¦ Как влияют на агрессию наркотики?

¦ В самом ли деле высокая температура воздуха связана с забастовками и нарушениями общественного порядка?

¦ Действительно ли демонстрация насилия по телевидению ведет к тому, что сами зрители начинают действовать агрессивно?

Как ни заманчиво сразу же приступить к обсуждению этих и других весьма интересных тем, для нас все же важно остановиться прежде на двух вопросах. Во-первых, нам необходимо четко сформулировать рабочее определение агрессии. Только таким образом мы сможем избежать возможных ловушек при обсуждении феноменов, точное значение которых пока не выяснено. Во-вторых, мы рассмотрим некоторые теоретические направления, с позиции которых изучаются природа и происхождение агрессивных действий. Это потому важно, что многие идеи, содержащиеся в данных теориях, стали настолько общеупотребительными, что все -- от ученых до широкой общественности -- считают их «общеизвестными» и используют без всяких оговорок. Между тем многие из подобных соображений, благодаря последним эмпирическим исследованиям, вызывают серьезные сомнения, и мы полагаем, что их следует прояснить.

Агрессия: рабочее определение

Берковиц (Berkowitz, 1981) обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий.

Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. На рис. 1. 1 показано, как легко запутаться в значениях агрессии.

Рассмотрим следующие случаи:

1. Ревнивый муж, застав жену в постели с любовником, хватает пистолет и убивает обоих.

2. На вечеринке одна молодая женщина выпускает в другую целую обойму язвительных реплик и настолько выводит ее из себя, что та в конце концов выбегает из комнаты в слезах.

3. Женщина-водитель, перебравшая в придорожном ресторане, вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель и пассажир погибают. Впоследствии она испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии.

4. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда.

5. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его.

6. Эксперт говорит новому сотруднику, что надо действовать более профессионально, и указывает конкретные направления желательных изменений.

В каком из вышеперечисленных случаев представлена агрессия? С точки зрения здравого смысла, под эту категорию точно подпадает первая и, возможно, вторая ситуация. Но как в отношении третьей? Является ли и она примером агрессивного поведения? Здесь общепринятое толкование не совсем подходит. Подвыпившая автомобилистка стала причиной смерти двух ни в чем не повинных людей. Но, принимая во внимание ее искренние угрызения совести, стоит ли характеризовать ее действия как изначально агрессивные? А что можно сказать по поводу четвертого случая, когда никто не пострадал, или пятого, где действия врача, вероятно, принесли пользу пациенту? И агрессивен ли эксперт, конструктивно оценивающий действия сотрудника?

Конечно, ответы на эти вопросы зависят от выбора определения агрессии, согласно одному из которых, предложенному Бассом (Buss, 1961), агрессия -- это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следуя этому определению, можно сказать, что все вышеперечисленные случаи, за исключением четвертого, можно квалифицировать как агрессию.

Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974, 1981; Feshbach, 1970), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. В этом случае первую, вторую и четвертую ситуации в нашем списке можно оценить как агрессию, поскольку все они содержат попытки, удавшиеся или неудавшиеся, оскорбить или причинить вред другим. Третья же ситуация не может быть отнесена к агрессии, так как в ней описывается вред, причиненный непреднамеренно. Две последние ситуации определенно не могут быть расценены как агрессия, поскольку в обоих случаях человек пытается сделать скорее что-то полезное, чем угрожающее.

И наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном (Zillmann, 1979), ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Согласно этому определению, только первая и четвертая ситуации могут рассматриваться как агрессивные по своей сути. Вторую ситуацию, ввиду того, что она включает в себя скорее психологическую, нежели физическую боль, нельзя отнести к агрессии.

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия -- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

Агрессия как поведение

Наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями -- такими как злость; с мотивами -- такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками -- такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов (см. начало главы), которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли «безопасными людьми» (Thomas, 1959), могут быть этому примером.

В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно.

Агрессия и намерение

В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).

Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения -- это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss, 1971; Bandura, 1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения (Tedeschi, Smith & Brown, 1974).

Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто -- агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следующую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у последнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой по голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что обидчик намеревался оскорбить или причинить вред пострадавшему и что его действия должны расцениваться как агрессивные.

Однако встречаются ситуации, когда наличие или отсутствие агрессивного намерения установить гораздо труднее. Рассмотрим, например, такой инцидент. Женщина, приводя в порядок свой пистолет, случайно стреляет и убивает оказавшегося рядом человека. Если она глубоко сожалеет и утверждает, что это результат несчастного случая, то на первый взгляд может показаться, что здесь не было намерения причинить вред и что ее поведение, несмотря на исключительную неосторожность, не является примером межличностной агрессии. Если же при дальнейшем расследовании обнаружилось бы, что жертва получила чрезвычайно выгодное деловое предложение, в котором была весьма заинтересована стрелявшая женщина, а «несчастный случай» произошел сразу после бурного обсуждения планов с будущей жертвой, мы могли бы заподозрить, что в этом случае все же могло иметь место намерение причинить вред.

Тем не менее, несмотря на трудности, связанные с установлением наличия или отсутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, если бы в определении не упоминалось намеренное причинение вреда, необходимо было бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения (см. ситуацию под номером 3 на странице 25) классифицировать как агрессию. Ввиду того, что люди время от времени оскорбляют чувства других, прищемляют кому-нибудь пальцы дверью и даже калечат друг друга в дорожно-транспортных происшествиях, представляется важным отличать подобные действия от агрессии.

Во-вторых, если исключить обязательное наличие намерения из нашего определения агрессии, было бы необходимо характеризовать действия хирургов, стоматологов и даже родителей, применяющих дисциплинарные меры воздействия на детей, как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скрывать свое стремление причинить боль или страдания другим: без сомнения, существуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту больно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт. Однако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце концов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы.

Наконец, если бы критерий намерения был исключен из нашего определения, то примеры, в которых попытки причинить вред предпринимаются, но оказываются безуспешными (см. ситуацию под номером 4 на странице 25), нельзя было бы оценить как агрессию, даже несмотря на то что, будь у агрессора чуть более мощное оружие, более точный прицел или более высокое мастерство, жертва получила бы более серьезные увечья.

Подобные примеры случайного непричинения вреда необходимо рассматривать как агрессию, даже если жертве, вопреки ожиданиям, не был нанесен ущерб.

Поэтому, учитывая все вышеприведенные соображения, весьма важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.

Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления

Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом (Bass, 1976). По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая -- вербальная, активная -- пассивная и прямая -- непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в табл. 1.1.

Агрессия затрагивает живые существа

Согласно нашему определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам , могут рассматриваться как агрессивные по своей природе.

При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Если вы тяжелым молотком изуродовали автомобиль, такое поведение не будет считаться агрессивным, при условии, что вы заплатили пятьдесят центов за участие в этом аттракционе на ярмарке. С другой стороны, в соответствии с нашим определением, идентичное поведение можно было бы считать агрессивным, если бы этот автомобиль представлял собой раритет, принадлежащий вашему врагу. Хотя такие действия действительно могут иметь большое сходство с агрессивным поведением, все же лучше всего расценивать их как явно эмоциональные или экспрессивные по природе и поэтому не являющиеся примерами агрессии.

Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения

Наконец, из нашего определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телесными повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избежать подобного неприятного опыта. Однако иногда жертвы оскорбления или болезненных действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий. Возможно, наиболее отчетливо это проявляется при определенных формах любовной игры, носящей садомазохистский характер. Здесь партнеры явно наслаждаются получаемыми страданиями или, по крайней мере, не предпринимают усилий, чтобы избежать или уклониться от специфических действий. В соответствии с нашим определением, такое взаимодействие не содержит агрессии, поскольку здесь нет видимой мотивации со стороны «жертвы» избежать боли.

То же самое относится и к самоубийству. Здесь агрессор выступает в роли собственной жертвы. Поэтому подобные действия не могут быть классифицированы как агрессия. Даже если целью суицида является не смерть, а отчаянный призыв к помощи, самоубийца все-таки стремится причинить вред себе. Таким образом, подобные действия не являются примерами агрессии.

Существуют и более широкие определения, при которых под агрессией понимаются действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объекту (см., например, Э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»). (Прим. научн. ред.)

Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии

Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая -- вербальная, активная -- пассивная, прямая -- непрямая). Завершая обсуждение этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии -- агрессию враждебную и инструментальную (Buss, 1961, 1971; Fechbach, 1964, 1970; Hartup, 1974).

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем» (Tedeschi & others, 1974). Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться -- и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться «несгибаемым» и «сильным» в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.

Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи -- например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий -- нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971). Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии (например, Bandura, 1989; Buss, 1961; Fechbah, 1970; Hartup, 1974; Rule, 1974), везде это положение вызывает полемику. Так, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией.

В ответ на эту критику некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. Зильманн (Zillmann, 1970) заменил «враждебную» и «инструментальную» на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются, прежде всего, для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются, прежде всего, с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи (Dodge & Coie, 1987) предложили использовать термины реактивная и проактивная. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата. Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Исследования Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух различных типов агрессии. Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.

Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?

То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления. При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 1) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, -- это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход

В своих ранних работах Фрейд (Freud) утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд (Freud, 1920) постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса -- влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рис. 1.2.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам (Fenichel, 1945; Fine, 1978; Hartmann, Kris & Lowenstein, 1949). Тем не менее утверждение о том, что агрессия берёт начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.

Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода

В этом разделе мы рассмотрим три взгляда с позиций эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены, прежде всего, в результате наблюдений за поведением животных. Три подхода, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Этологический подход. Лоренц (Lorenz, 1966, 1964), лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц (Evans, 1974), «у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом». Гипотезы о взаимосвязи высвобождающих агрессию стимулов и количества накопленной агрессивной энергии представлены в виде графика на рис. 1. 3.

Подобные документы

    Сущность человеческой агрессии с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. Факторы, способствующие агрессии. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Типы агрессии по Фромму и Бассу. Спонтанные проявления агрессивности.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2010

    Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Причины, влияющие на возникновение агрессии. Методы, используемые для изучения агрессивного поведения. Тест на проявление агрессии.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения. Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей. Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2010

    Агрессия как форма деструктивного поведения. Факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Педагогические условия коррекции агрессии у младших школьников. Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2016

    Различные точки зрения психоаналитиков на проявление агрессии. Психологические детерминанты агрессивного поведения. Рассмотрение становления и реализации агрессивного поведения у человека и животного. Мужская агрессия, самоутверждение (движение к цели).

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Теоретические представления о феномене агрессивности. Структура подростковой агрессии, социальные факторы в ее развитии. Генетическая обусловленность агрессивности. Основные причины агрессивного поведения подростков, их психофизиологические предпосылки.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

    Основные характеристики агрессивного поведения, его особенности. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса в группе с помщью методик диагностики межличностных и межгрупповых отношений и склонности к агрессии.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Теоретические аспекты изучения особенностей агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии. Определение и сущность агрессивного поведения. Становление и усвоение агрессивного поведения личностью. Анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Биологические предпосылки агрессивного поведения, агрессия как реакция на фрустрацию. Причины и проявления подростковой агрессии, эмпирическое изучение ее влияния на ценностные ориентации.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Понятие и причины агрессии. Теоретические подходы к пониманию агрессивного поведения человека. Методы изучения: опросники, архивные исследования, анкеты, лабораторные наблюдения. Изучение уровня агрессии в группе методом Л. Почебут. Обработка результатов.

Социальная психология. Ключевые идеи. Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон

4-е изд. - СПб.: Питер, 2003 - 512 с. (Серия "Мастера психологии")

Предлагаемая книга - сжатое, но вместе с тем исчерпывающее изложение темы, дающее представление об основополагающих знаниях социальной психологии и отражающее текущее состояние науки. Живой язык, обзор широкого спектра социально-психологических и общепсихологических теорий и гипотез, богатство иллюстративного и экспериментального материала - несомненные достоинства данного учебного пособия. Оно дает четкое и ясное представление о степени интеграции и разнообразии областей социальной психологии.

Книга адресована студентам, аспирантам факультетов и отделений психологии вузов, а также социологам, философам, конфликтологам, политологам, социальным работникам и педагогам.

Формат: html / zip

Размер: 2 ,45 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................. 8
Глава 1. Постигая социальное поведение: введение...........15
Социальная психология: рабочее определение.............18
Происхождение и развитие социальной психологии........25
Как социальная психология собирает информацию.........31
Особенности использования данной книги................48
Выводы и обзор......................................51
Ключевые термины...................................52
Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей........53
Невербальная коммуникация: язык без слов..............55
Атрибуция: понимание причин поведения других людей.... 67
Формирование впечатлений и управление впечатлениями: комбинирование и использование социальной информации..81
Связи: интеграция социальной психологии...............88
Выводы и обзор......................................90
Ключевые термины...................................92
Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира... 93
Схемы и их влияние...................................95
Эвристика: разум выбирает кратчайшие пути.............100
Потенциальные источники ошибки: что мешает нам рассуждать рационально......106
Взаимодействие эмоций и познания....................118
Природа эмоций: сравнение взглядов и недавних открытий..........121
Связи между эмоциями и познанием: интересные результаты.........123
Связи: интеграция социальной психологии..............129
Выводы и обзор.....................................130
Ключевые термины...................................133
Глава 4. «Я»...........................................134
Я: компоненты личности..............................135
Самоконтроль и самоэффективность....................149
Пол как ключевой аспект личности.....................156
Связи: интеграция социальной психологии..............170
Выводы и обзор.....................................172
Ключевые термины...................................173
Глава 5. Социальные установки: оценивая социальный мир. ... 174
Формирование социальных установок: как мы развиваем собственные взгляды....177
Когда и как установки влияют на поведение? ............186
Убеждение: использование сообщений для изменения социальных установок...195
Связи: интеграция социальной психологии..............212
Выводы и обзор.....................................213
Ключевые термины...................................215
Глава 6. Предубеждение и дискриминация.................216
Природа предубеждения и дискриминации...............218
Истоки предубеждения: различные точки зрения.........225
Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы......239
Предубеждение, основанное на половых различиях: его природа и влияние...246
Связи: интеграция социальной психологии..............257
Выводы и обзор.....................................258
Ключевые термины...................................260
Глава 7. Межличностная аттракция: дружба, любовь и взаимоотношения.........261
Начальные факторы процесса аттракции................262
Близкие взаимоотношения: друзья и романтические партнеры..........................280
Супружеские отношения.............................297
Связи: интеграция социальной психологии..............305
Выводы и обзор.....................................307
Ключевые термины...................................309
Глава 8. Социальное влияние: изменение поведения других людей................310
Конформизм: влияние группы в действии...............312
Уступчивость: иногда просить - значит получать.........328
Подчинение: социальное влияние по требованию.........337
Связи: интеграция социальной психологии..............347
Выводы и обзор......................................348
Ключевые термины...................................350
Глава 9. Оказание помощи и причинение вреда: природа просоциального поведения и агрессии 351
Природа просоциального поведения....................353
Природа агрессии....................................369
Связи: интеграция социальной психологии..............392
Выводы и обзор.....................................394
Ключевые термины...................................397
Глава 10. Группы и индивиды: последствия принадлежности. . . 398
Группы: их природа и функционирование.................399
Группы и выполнение задач...........................406
Групповое принятие решений..........................416
Лидерство: схемы влияния внутри группы...............426
Связи: интеграция социальной психологии..............436
Выводы и обзор.....................................438
Ключевые термины...................................440
Глава 11. Применение социально-психологических знаний в сферах права, работы и здоровья..441
Социальная психология и правосудие...................442
Социальная психология и работа.......................457
Социальная психология и здоровье.....................473
Связи: интеграция социальной психологии..............491
Выводы и обзор.....................................493
Ключевые термины...................................495
Предметный указатель..................................496

Книга является первым учебным пособием в России по психологии агрессии. Исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных подходов, выводы и обобщения авторов представляют собой значительный вклад в сокровищницу психологической науки. Агрессия - одна из ключевых тем, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов - всех тех, кто профессионально занимается изучением природы человеческой агрессивности, агрессивного поведения, насилия.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.17
Новые главы: представление основных тенденций. 17
Включение множества новых тем: учет современных данных. 18
Включение материалов современных исследований: в ногу с научным прогрессом. 19
Изменения в авторском составе. 19
Что осталось без изменений: то, что работает, остается в силе. 19
Организация. 19
Уровень и объем. 20
Иллюстрации. 20
Актуальность. 20
В заключение - просьба о помощи. 20
1. АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ. 22
Агрессия: рабочее определение. 24
Агрессия как поведение. 27
Агрессия и намерение. 27
Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления. 29
Агрессия затрагивает живые существа. 30
Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения. 30
Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии. 31
Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?. 32
Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 32
Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход. 33
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода. 34
Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы. 38
Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим. 38
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. 39
Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица. 43
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна. 45
Агрессивное побуждение: заключительные комментарии. 45
Когнитивные модели агрессивного поведения. 46
Модель образования новых когнитивных связей Берковица.46
Взаимозависимость познания и возбуждения.47
Что следует из когнитивных моделей.47
Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное
научение насилию.48
Усвоение агрессивного поведения.49
Регуляторы агрессивного поведения.51
Концепция социального научения: некоторые важные выводы.52
Резюме.53
2. МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ. 55
Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях.55
Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса.57
Архивные исследования.57
Вербальная информация.58
Анкеты.59
Личностные шкалы.61
Оценивание другими.63
Проективные методы.64
Заключение.65
Наблюдение агрессии.66
Полевые наблюдения.67
Натуралистические наблюдения.67
Автомобильные сигналы.68
Межличностные конфронтации.70
Заключение.70
Лабораторные наблюдения.71
«Игровые» меры агрессии.72
Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят. 74
Прямая физическая агрессия: вред без ущерба.77
Критические замечания относительно лабораторных методов изучения агрессии.88
Заключение: каким образом исследователь выбирает метод и подход? . 89
Резюме.90
3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 92
Усвоение агрессивного поведения.93
Семейные взаимоотношения.93
Полные и неполные семьи.82
Отношения «родители - ребенок» .94
Взаимоотношения с братьями и сестрами.94
Стиль семейного руководства.95
Наказания.96
Контроль.96
Другие факторы.97
Резюме.97
Модели семейного влияния.99
Особое примечание о наказаниях.102
Вред, который могут причинить наказания.102
Эффективные наказания.103
Взаимодействие со сверстниками.104
Научение агрессивным действиям.104
Агрессия и социальный статус.104
Демонстрация моделей агрессивного поведения: влияние наблюдаемой
со стороны агрессии.106
Обучение на живых примерах: глядя на других людей.107
Став жертвой насилия.108
Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению.109
Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии.117
Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях. 117
Интерпретация «посылов к агрессии».118
Выбор реакции.120
Оценка реакции.120
Реакция утверждена и вступает в силу.121
Устойчивость агрессивного поведения: можно ли на основе знаний об агрессивности в детстве делать прогноз об уровне агрессивности в зрелые годы?.122
Резюме.123
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ. 125
Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии.126
Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии.126
Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии.128
От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы.130
Уровень фрустрации.130
Посылы к агрессии.131
Непредвиденность фрустрации.132
Эмоциональные и когнитивные процессы.133
Заключительный комментарий.135
Вербальное и физическое нападение: реальная и кажущаяся провокация
как предпосылки агрессии.136
Ответная агрессия.136
Почему люди мстят.138
Месть как защита.139
Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других.141
Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки агрессии.142
Пол объекта агрессии.142
Раса объекта агрессии.144
Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии. 147
Приказ есть приказ: подчинение власти.147
«Сторонний наблюдатель» наносит ответный удар: эффект присутствия
и поступков третьей стороны.151
Слова и поступки наблюдателей.151
Присутствие и статус посторонних.154
Резюме.155
5. ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ. 157
Жара, шум, теснота и загрязненный воздух.158
Агрессия и жара: «долгое знойное лето» возвращается.158
Лабораторные эксперименты.159
Архивные исследования.163
Лабораторные исследования в противопоставлении архивным: разрешение противоречия.165
Шум и агрессия: звук насилия? .166
Эффекты тесноты.168
Воздействие загрязненного воздуха на агрессию.171
Продолжение саги про Билла и Диану.173
Внешние посылы к агрессии как детерминанты агрессивного поведения. 174
Индивидуальные характеристики как посылы к агрессии.174
Предметы как зачинщики агрессии: заставляет ли курок нажать
на него?.176
Масс-медиа как источник посылов к агрессии.178
Посылы к агрессии: заключительное замечание.181
Самоосознание: напоминания извне о том, кто мы и что мы из себя представляем.182
Резюме.186
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР. 188
Личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию. 190
Действительно ли личностные черты устойчивы? .191
Личностные черты, имеющие отношение к агрессивности у нормальных
индивидов.192
Тревога и агрессия: страх социального неодобрения.193
Предвзятая атрибуция враждебности: приписывание дурных намерений другим.195
Раздражительность и эмоциональная чувствительность: бурная реакция на провокацию.197
Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия.199
Модель поведения лиц, предрасположенных к коронарным заболеваниям, и агрессия: почему «А» в типе «А» может означать агрессию? .203
Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу.205
Личность и «нормальная агрессия»: некоторые заключительные
соображения.207
Насильники: абсолютно не контролирующие и чрезмерно контролирующие себя агрессоры.208
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал.209
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: некоторые предположения.210
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда чрезмерная сдержанность становится опасной.211
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры, абсолютно не контролирующие себя агрессоры и агрессия по отношению к женщинам:
близкий враг вновь наносит удар.213
Установки, система ценностей и агрессия.215
Предрассудок и межрасовая агрессия.216
Агрессия по отношению к «чужакам»: роль воображаемого конфликта.217
Система ценностей и агрессия: эффект от обращения к внутреннему
миру.218
Гендер и агрессия: действительно ли мужчины и женщины и в этом отличаются друг от друга? И если это так, то почему? .220
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.221
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как объекты агрессии.222
Первопричина гендерных различий в агрессии: генетика или социальные роли?.223
Резюме.225
7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 227
Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения
человека.227
Аномалии, вызванные половыми хромосомами.230
Гипотеза Y-хромосомы.230
Гипотеза Х-хромосомы.232
Заключение.233
Гормоны и агрессивное поведение.233
Доказательства.234
Объяснения.236
Заключение.239
Центральная нервная система.240
Лимбическая система.240
Кора головного мозга.241
Взаимодействие головного мозга и окружающей среды.243
Возбуждение и агрессия.244
Влияние возбуждения на агрессию.244
Предрасположенность к возбудимости, или реактивность.248
Влияние агрессии на возбуждение.250
Заключение.251
Предостережения относительно биологических объяснений.253
«Искажение истины» .253
«Ложные ожидания» .254
«Опасения биологического вмешательства».254
Резюме.254
8. АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 256
Наркотики.256
Алкоголь.257
Модели воздействия алкоголя на агрессивность поведения.258
Способы контролирования агрессии у человека в состоянии алкогольного опьянения.260
Марихуана.260
Сексуальная агрессия.261
Характеристики сексуального агрессора.262
Алкоголь и сексуальная агрессия.263
Влияние алкоголя на агрессию по отношению к женщинам.263
Влияние алкоголя на сексуальное возбуждение.264
Модель влияния алкоголя на сексуальную агрессию.265
Влияние порнографии на агрессию.266
Влияние эротики на агрессию: способствует или подавляет?.266
Влияние на женщин.270
Влияние интенсивной демонстрации порнографии.271
Влияние эротики на отношение к женщинам.273
Агрессия по отношению к женщинам.274
Природа сексуального/агрессивного образа.275
Выводы.278
Агрессия, связанная со спортивными событиями.278
Агрессия зрителей.279
Агрессия среди участников.279
Межличностный конфликт в естественных условиях.280
Резюме.284
9. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ И УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ. 286
Наказание: эффективное средство предупреждения агрессии?.288
Страх наказания: когда он «срабатывает», а когда нет.289
Как сильно разгневаны потенциальные агрессоры?.289
Получение выгоды посредством агрессии.291
Сила и вероятность боязни возможного наказания.292
Реальное наказание: чему оно учит?.293
Наказание и уголовное право: возможные парадоксы.295
Катарсис: неужели «выход из себя» действительно помогает?.296
Разрядка напряжения с помощью агрессивных действий: когда страдания другого приводят к хорошему настроению.297
Эмоциональный катарсис: некоторые специфические условия.299
Катарсис и поведенческая агрессия: действительно ли насилие сегодня ведет к прощению завтра?.301
Воздействие моделей неагрессивного поведения: заразительное влияние сдержанности.303
Влияние моделей неагрессивного поведения: примечание об относительной эффективности.306
Когнитивные методы контроля агрессии: атрибуции, смягчающие обстоятельства и оправдания.307
Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос «за что?» может повлиять
на ход агрессии.308
Смягчающие обстоятельства: взаимозависимость эмоций и познания
в процессе управления агрессией.310
Извинения или оправдания: почему выгодно говорить «простите».314
Индукция несовместимых реакций: эмпатия, юмор и умеренное сексуальное возбуждение как средства предотвращения человеческой агрессии.316
Эмпатия: реакция на страдания других.317
Юмор и смех.319
Умеренное сексуальное возбуждение: неужели ощущение возбуждения генерирует самообладание? .321
Еще один вариант гипотезы несовместимых реакций: производственный конфликт.322
Тренинг социальных умений: как научиться не создавать себе проблемы.324
Управление человеческой агрессией: заключительный призыв к оптимизму.326
Резюме.

АГРЕССИЯ И НАМЕРЕНИЕ .
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).

Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения - это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss, 1971; Bandura, 1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения (Tedeschi, Smith & Brown, 1974).

Роберт А.Бэрон – профессор психологии и профессор менеджмента в Школе менеджмента Лэлли Политехнического института Ренселье.

Он получил степень доктора философии в Университете Айовы в 1968 году. Роберт является соавтором популярного учебника «Социальная психология» (11-ое издание), опубликованное компанией «Аллин и Бэкон», а также автором множества других книг и журнальных статей.

Он широко известен в социальной психологии за исследования по агрессии и организационному поведению. В сферу интересов Роберта входят стресс и социальные процессы, осмысление предрассудков, социальное влияние и групповые процессы (особенно во время интернет-общения), стремление к контролю и уменьшению стресса.

Темы его выступлений различны: «Желаемый контроль и дентальный стресс» (Конференция по социальной психологии в Парк Сити, 1998 год), «Прототипичная идентификация предрассудка» (Симпозиум в Сан-Франциско, 1998 год), «Мощность и возбуждение» (Университет Чикаго-Чикаго, 2000 год).

Роберт А.Бэрон является членом таких профессиональных организаций, как «Американская психологическая ассоциация», «Общество экспериментальной социальной психологии», «Американское психологическое общество».

Книги (2)

Агрессия

Агрессия - одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов.

Агрессивное поведение - одна из центральных вопросов понимания человеческой природы. Книга Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является первым учебным пособием в России по этой теме. Исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных подходов, выводы и обобщения авторов представляют собой значительный вклад в сокровищницу психологической науки.

Социальная психология. Ключевые идеи

Предлагаемая книга - сжатое, но вместе с тем исчерпывающее изложение темы, дающее представление об основополагающих знаниях социальной психологии и отражающее текущее состояние науки. Живой язык, обзор широкого спектра социально-психологических и общепсихологических теорий и гипотез, богатство иллюстративного и экспериментального материала -несомненные достоинства данного учебного пособия.
Книга адресована студентам, аспирантам факультетов и отделений психологии вузов, а также социологам, философам, конфликтологам, политологам, социальным работникам и педагогам.