Венский конгресс. Решение венского конгресса Решение венского конгресса 1814 1815 таблица

Осень 1814 - в Вену на конгресс съехались 216 представителей всех европейских госу­дарств, исключая Турецкую империю. Главная роль – Россия, Англия и Австрия .

Цель участников - удов­летворение собственных захватнических территориальных притязаний путем передела Европы и колоний.

Интересы:

Россия - присоединение к своей империи большей часть территории упраздненного «герцогства Варшавского». Поддержка феодальной реакции и укрепления влияния России в Европе. Усиление Австрии и Пруссии как противовес друг другу.

Англия - стремилась обеспечить за ней торгово-промышленную и колониальную монополию и под­держивало политику феодальных реакций. Ослабление Франции и России.

Австрия - отстаивала принципы феодально-абсолютистской реакции и укрепления австрийского национального гнета над сла­вянскими народами, итальянцами и венграми. Ослабление влияния России и Пруссии.

Пруссия - желала захватить Саксонию и получить новые важные владения на Рейне. Всецело поддерживала феодальную реакцию и требовала самой беспощадной политики в отношении Франции.

Франция - выступала против лишения саксонского короля пре­стола и владений в пользу Пруссии.

3 января 1815 - союз Англии, Австрии и Франции против России и Пруссии . Путем совместного давления вынудили царя и прусского короля пойти на уступки.

Пруссия - северная часть Саксонии (юж­ная часть осталась самостоятельным королевством). Присоединены Рейнская провинция и Вестфалия . Это дало возможность Пруссии впоследствии подчинить себе Германию. Присоединила шведскую Померанию.

Царская Россия - часть герцогства Варшавского . Познань и Гданьск остались в руках Пруссии, а Галиция вновь была передана Австрии. Сохранила Финляндию и Бессарабию.

Англия – закрепила за собой о. Мальту и колонии, захваченные у Голландии и Франции .

Австрия – владычество над северо-восточной Италией, Ломбардией и Венецией.

9 июня 1815 – подписан генеральный акт Венского конгресса. Акт предусматривал создание у границ Франции прочных барьеров: Бельгия и Голландия были сое­динены в единое независимое от Франции Нидерландское коро­левство. Сильный барьер против Франции составили новые рейнские провинции Пруссии.

Конгресс сохранил за Баварией, Вюртембергом и Баденом присоединения, сделанные ими при Наполеоне, чтобы усилить южногерманские государства против Франции. Из 19 самоуправляющихся кантонов образовалась Швейцарская конфедерация . На северо-западе Италии было восстановлено и усилено Сар­динское королевство . Во многих государствах восстановлены легитимные монархии. Создание Германского союза . Норвегия объединена со Швецией .

«Священный союз» - поддержание христиан­ской веры, беспрекословное повиновение подданных своим государям, поддержание международного порядка.

2. Венская система: проблемы периодизации и особенности становления

Итоги войн наполеоновской эпохи детерминировали конфигурацию новой Венской модели системы международных отношений. В лекции анализируются особенности ее функционирования, споры относительно эффективности данной модели и ее периодизации. Рассматривается ход Венского конгресса, а также основные идеи, заложенные в фундамент новой модели системы международных отношений. Державы-победительницы видели смысл своей коллективной международной деятельности в создании надежных барьеров против распространения революций. Отсюда обращение к идеям легитимизма. Оценка принципов легитимизма. Показывается, что против консервации сложившегося после 1815 г. статус-кво действовало немало объективных факторов. В их перечне важное место занимает процесс расширения сферы действия системности, вступившей в конфликт с идеями легитимизма, а это порождало целую серию новых взрывоопасных проблем.

Роль конгрессов в Аахене, Тропаду и Вероне в консолидации Веской системы, в развитии правовых начал в сфере международных отношений. Дальнейшее усложнение понятия “государственные интересы”. Восточный вопрос и появление первых трещин в отношениях бывших союзников по антифранцузской коалиции. Споры об интерпретации принципов легитимизма в 20-е гг. XIX в. Революционные события 1830 г. и Венская система.

Венская система: от стабильности к кризису

Несмотря на определенные трения существовавшие в отношениях великих держав вплоть до середины XIX в. Венскую систему отличала высокая стабильность. Ее гарантам удавалось избегать лобовых столкновений и находить развязки основных спорных проблем. Это и неудивительно, ибо на международной арене тогда не было сил, способных противостоять творцам Венской системы. Наиболее взрывоопасной проблемой считался Восточных вопрос, но и здесь вплоть до Крымской войны великие державы удерживали конфликтный потенциал в легитимных рамках. Водоразделом, отделяющим фазу стабильного развития Венской системы от ее кризиса стал 1848 г., когда под напором внутренних противоречий, порожденных бурным, нерегулируемым развитием буржуазных отношений, произошел взрыв и по всему европейскому континенту прокатилась мощная революционная волна. Анализируется ее воздействие на положение в ведущих державах, показывается, как эти события повлияли на характер их государственных интересов и общий баланс сил на международной арене. Начавшаяся подвижка сил резко сузила возможности для поиска компромиссов в межгосударственных конфликтах. В итоге без серьезной модернизации Венская система уже не могла эффективно выполнять свои функции.

Лекция 11. Попытка модернизации Венской системы

Крымская война – первое открытое военное столкновение великих держав после создания в 1815 г. Венской системы, убедительно продемонстрировала, что весь системный механизм дал серьезнейший сбой, и это во весь рост поставило вопрос о ее дальнейших перспективах. В нашей схеме 50-60-е гг. XIX в. – время глубочайшего кризиса Венской системы. На повестку дня встала следующая альтернатива: либо на волне кризиса начнется формирование принципиально новой модели международных отношений, либо осуществится серьезная модернизация прежней модели международных отношений. Решение этой судьбоносной проблемы зависело от того, как будут разворачиваться события в двух ключевых вопросах мировой политики тех лет – объединение Германии и Италии.

История сделала достаточно убедительный выбор в пользу второго варианта развития событий. Показывается, как ходе острейших политических коллизий, несколько раз перераставших в локальные войны, на европейском континенте постепенно происходил не слом, а обновление прежней модели международных отношений. Что позволяет выдвигать данный тезис? Во-первых, никто ни де-факте, ни де-юре не отменил базовых решений принятых на конгрессе в Вене. Во-вторых, консервативно-охранительные принципы, составлявшие костяк всех ее сущностных характеристик, хотя и дали трещину, но в итоге остались в силе. В-третьих, баланс сил, позволявший удерживать систему в состоянии равновесия, после ряда потрясений был восстановлен, причем в его конфигурации на первых порах не произошло кардинальных подвижек. Наконец, все великие державы сохранили традиционную для Венской системы приверженность к поиску компромисса.

3. Своеобразной идеологической и вместе с тем военно-политической надстройкой над «венской системой» дипломатических соглашений явился так называемый Священный союз европейских монархов против революции.

События «ста дней», которые произвели на современников, и особенно на участников Венского конгресса, исключительное воздействие: поддержка армией и значительной частью населения нового захвата власти Наполеоном, молниеносный крах первой реставрации Бурбонов,- породили в европейских реакционных кругах тезис о существовании в Париже какого-то всеевропейского тайного «революционного комитета», дали новый импульс их стремлению задушить повсюду «революционный дух», поставить преграду революционно-демократическим и национально-освободительным движениям. В сентябре 1815 г. монархи России, Австрии и Пруссии подписали и торжественно провозгласили в Париже акт о создании «Священного союза монархов и народов». Содержавшиеся в этом документе религиозно-мистические идеи противопоставлялись идеям Французской революции, Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Однако Священный союз создавался не только для идеологической манифестации, это был и инструмент действия. Акт объявлял незыблемым статус-кво 1815 г. и устанавливал, что при любой попытке его нарушения монархи «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Чтобы придать Священному союзу общеевропейский характер, Австрия, Пруссия и особенно Россия добились в 1815-1817 гг. присоединения к нему всех европейских государств, кроме папы римского, Англии и мусульманской Турции. Однако Англия фактически участвовала первые годы в деятельности Священного союза как член Четверного союза (Россия, Австрия, Пруссия и Англия), воссозданного в ходе переговоров о втором Парижском мире. Именно английский министр иностранных дел лорд Каслри (при поддержке Меттерниха) придал тексту договора о Четверном союзе такую редакцию, которая позволяла его участникам вооруженным путем вмешиваться в дела других государств союза под флагом защиты «спокойствия и благоденствия народов и охранения мира всей Европы».

В осуществлении политики легитимизма и борьбы с угрозой революции применялась разная тактика. Для политики Священного союза до начала 20-х годов была характерна попытка противопоставить революционным идеям пацифистскую фразеологию, широкую пропаганду религиозно-мистических идей. В 1816-1820 гг. Великобританское и Русское библейские общества при активной правительственной поддержке распространяли изданные в тысячах экземпляров библии, евангелия и прочие религиозные тексты. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала защита принципа легитимизма осуществлялась «...под прикрытием таких сентиментальных фраз, как «Священный союз», «вечный мир», «общественное благо», «взаимное доверие между государем и подданными» и т. д. и т. д., а затем и без всякого прикрытия, при помощи штыка и тюрьмы»6.

В первые годы после создания «венской системы» в политике европейских монархий наряду с откровенно реакционной линией сохранилась и определенная тенденция адаптации к велениям времени, к компромиссу с верхушечными слоями европейской буржуазии. В этом направлении шло, в частности, принятое на Венском конгрессе в 1815 г. и отвечавшее интересам торгово-промышленных кругов общеевропейское соглашение о свободе и порядке навигации по Рейну и Висле, которое стало прототипом для последующих соглашений такого рода (о Дунае и др.).

Продолжалось использование некоторыми монархами (прежде всего Александром I) в своих целях конституционных принципов. В 1816-1820 гг. при поддержке Александра I (и вопреки сопротивлению Австрии) на основе решений Венского конгресса по Германскому союзу были введены умеренные конституции в южнонемецких государствах - Вюртемберге, Бадене, Баварии и Гессен-Дармштадте.

В Пруссии продолжала долгие дебаты комиссия по подготовке конституции: король обещал ввести ее в разгаре войн с Наполеоном в 1813 и 1815 гг. Наконец, в преддверии Ахенского конгресса 1818 г. некоторые деятели русской дипломатии (прежде всего И. Каподистрия) предполагали включить вопрос о даровании монархами подданным «разумных конституций» в документ, подготовлявшийся для обсуждения на этой важной международной встрече. В марте 1818 г. в нашумевшей речи в польском сейме Александр I высказался о возможности распространить «законно-свободные учреждения» на «все страны, провидением попечению моему вверенные». Однако из этих прожектов ничего не получилось. Консервативно-охранительное, открыто реакционное направление все более брало верх во внутренней и внешней политике главных европейских монархий. Ахенский конгресс 1818 г., в котором участвовали члены Четверного союза и Франция, не стал поэтому решать конституционную проблему, а сосредоточил усилия на борьбе против эмигрантов «ста дней». Конгресс постановил досрочно вывести из Франции, выплатившей большую часть контрибуции, оккупационные войска. Франция была допущена в число великих держав и могла отныне на равных правах участвовать в совещаниях членов Четверного союза (он был возобновлен на конгрессе). Союз этих держав назывался пентархией.

В целом Священный союз на первом этапе его деятельности остался преимущественно политико-идеологической надстройкой над «венской системой». Однако начиная с европейских революций 20-х годов XIX в. он превратился в тесный союз трех его главных участников - России, Австрии и Пруссии, которые главную задачу союза будут видеть только в вооруженном подавлении революций и национально-освободительных движений 20-40-х годов XIX в. в Европе и Америке. Дольше просуществует «венская система» как система договорных обязательств о сохранении государственных границ в Европе. Ее окончательный распад произойдет только после Крымской войны.

4. Усилия русской дипломатии были направлены также на решение в нужном для России ключе и восточного вопроса. Необходимость защиты южных границ страны, создание благоприятных условий для экономического расцвета российского Причерноморья, покровительство интересам черноморской и средиземноморской торговли русского купечества требовали закрепления выгодного для России режима двух проливов - Босфора и Дарданелл, соединявших Черное и Эгейское моря. Турция должна была гарантировать беспрепятственный проход через проливы русских торговых судов и закрытие их для военного флота других государств. Кризис Османской империи, растущее национально-освободительное движение балканских и других покоренных турками народов подталкивали Николая I к скорейшему решению восточного вопроса.

Однако и здесь России пришлось столкнуться с сопротивлением других великих держав. Англия и Австрия сами были не прочь округлить свои владения за счет Турции и опасались не только укрепления позиций России на Балканах, но и ее военного присутствия в Средиземноморье. Известную настороженность в Вене, Лондоне и Париже вызывали распространявшиеся в передовых общественных кругах России идеи панславизма и, в частности, планы создания единой федерации славянских народов под властью русского царя. И хотя панславизм не стал знаменем официальной внешней политики Николая I, Россия тем не менее упорно отстаивала свое право покровительства православным народам мусульманской Турции.

Присоединение в начале века Закавказья вызвало обострение русско-иранских противоречий. Отношения с Персией оставались напряженными и во второй четверти XIX в. Россия была заинтересована в укреплении своего положения на Кавказе и в создании благоприятных внешнеполитических условий для усмирения мятежа ряда горских племен Северного Кавказа.

5. В 1848-1949 гг. по Европе прокатилась волна революций. Реакционные правительства старались по возможности восстановить и сохранить систему МО, существовавшую в Европе до 1848 г. Соотношение классовых сил внутри отдельных государств и содержание МО изменилось. Священный союз заявил о своем праве на вмешательство во внутренние дела всякой страны, где

революционное движение могло угрожать монархическим устоям других государств. Волна европейских революций была отбита, "венская система" с ее легитимными устоями сохранена, поколебленная власть ряда монархов вновь восстановлена.

6. Крымская война - важнейшее событие в истории МО и внешней политики XIX в. Война стала результатом обострения политических, идеологических, экономических противоречий на Ближнем Востоке и Балканах, а также на европейской арене в целом - в основном между Англией, Францией, Турцией и Россией. Война выросла из восточного кризиса 50-х годов, который начался с

разногласий Франции и России относительно прав католического и православного духовенства в Палестине, являющейся провинцией Османской империи. Поражение в Крымской войне продемонстрировало всю слабость социальной и политической системы Российской империи.

Буржуазная Европа одержала победу над крепостнической Россией. Международный престиж России был сильно поколеблен. Парижский трактат, завершивший войну, явился тяжелым и унизительным для нее договором. Черное море объявлялось нейтральным: запрещалось содержать на

нем ВМФ, строить прибрежные укрепления и арсеналы. Южные рубежи России оказывались незащищенными. Лишение России давнего права преимущественного покровительства христианским народам Балкан ослабило ее влияние на полуострове. Англия, Австрия и Франция заключили договор о гарантии независимости и сохранении целостности Османской империи, в случае нарушения которых могли применить силу. К союзу трех государств на севере примыкало Шведо-Норвежское королевство, а на юге - Османская империя. Сложившаяся новая расстановка сил

получила название "крымской системы". Россия оказалась в международной изоляции. Возросло влияние Франции и Англии. Крымская война и Парижский конгресс стали рубежом целой эпохи в истории МО. Окончательно прекратила свое существование "венская система".

7. Япония проводила политику изоляции от внешнего мира. Усиление экспансии европейских держав и США в дальневосточном регионе, развитие судоходства в северо- западной части Тихого океана способствовало "открытию" Японии. В 50-е годы между державами развернулась борьба

за проникновение в Японию и преобладание в ней. По подписанному между Россией и Японией договору от 25 апреля 1875 г. весь Сахалин признавался принадлежащим России, и Россия уступала Японии 18 островов, составлявших Курильский архипелаг в его северной и

средней части. Агрессивные устремления Японии довольно явно проявились уже в 70-х годах XIX в. Ближайшим объектом японской экспансии оказалась Корея, находящаяся в формальной зависимости от Китая. США и западные державы также предприняли ряд военных экспедиций для насильственного открытия корейских портов. Корея открыла 3 порта для японской торговли. Для России самым важным оставалось сохранение независимой Кореи. 25 июля 1894 г. Япония захватила Сеул, а 1 сентября объявила войну Китаю. В это время она убедилась. Что Россия, как и другие державы, будет сохранять нейтралитет. Позиция России объяснялась не только ее слабостью на Дальнем Востоке. В Петербурге опасались возможного вступления в войну Англии на стороне Китая. В это время опасность японской агрессии по-прежнему недооценивалась. 24 января 1904 г. Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и одновременно начинает военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая, со стратегической задачей как можно скорее разбить русские войска до их полного сосредоточения на Дальнем Востоке. Японское

командование основными военными целями ставило: полное господство на море. А на суше японцы в первую очередь стремились овладеть Порт-Артуром и затем распространить свои военные успехи на Корею и Манчжурию, вытеснив из этих районов русских. Произошло много кровопролитных сражений, известных в истории: битва при Порт-Артуре, Лаолянское, Мукденское,

Цусимское сражения. Сразу после Цусимского сражения Япония обратилась к США с просьбой о посредничестве к миру. Русское самодержавие, запуганное надвигающейся революцией и общим недовольством в стране результатами дальневосточной кампании, согласилось сесть за стол переговоров. Переговоры проходили в американском городе Портсмуте. 5 сентября 1905 г. между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор. По этомудоговору русское правительство уступило Японии южную часть острова Сахалин и отказалось от права на аренду

Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Южно-Маньчжурской железной дороги. Так же русское правительство признавало "особые" интересы Японии в Корее. Подписание подобного договора не принесло русскому государству победных лавров и не подняло его престиж в мире.


Организационные вопросы проведения Венского конгресса

Устройство и проведение Венского конгресса стало значительным событием как для Европейских государств, так и для всей мировой практики в целом. Рассмотрим некоторые вопросы его проведения более подробно.

Цели: первоначально провозглашалось, что Венский конгресс созывается для определения участи французского императора Наполеона Бонапарта, а также для разработки и принятия мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Однако, советник австрийского канцлера Меттерниха Фридрих Генц, являвшийся Генеральным секретарём Венского конгресса, в феврале 1815 года писал: «Громкие фразы о «переустройстве социального порядка, обновлении политической системы Европы», «Постоянном мире, основанном на справедливом распределении сил», и т.д. и т.п. произносились с целью успокоить толпу и придать этому торжественному собранию некоторый вид достоинства и величия, но истинной целью Конгресса был делёж наследства побежденного между победителями». И, действительно, все участники Конгресса стремились любой ценой урвать себе как можно больше, независимо от своего вклада в разгром Наполеона.

Время проведения Венского конгресса: с сентября 1814 года по июнь 1815 года.

Состав и количество участников: на Конгрессе были 216 делегатов европейских стран-победительниц. Делегацию России возглавлял император Александр I, Великобритании – Кеслри, а чуть позже – Веллингтон, Австрии Франц I, Пруссии – Гарденберг, Франции – Шарль-Морис Талейран. Ведущую роль при решении важнейших вопросов на Конгрессе играли Александр I и австрийский канцлер Меттерних. Кроме того, несмотря на то, что Талейран представлял побеждённую Францию, ему удавалось по ряду вопросов успешно защищать её интересы.

Планы участников Венского конгресса: Все делегации приехали на Конгресс в Вену с определёнными планами.

1. Александр I, войска которого находились в центре Европы, не собирался уступать завоёванного. Он хотел создать герцогство Варшавское под своей эгидой с предоставлением ему собственной конституции. В обмен на это, чтобы не обидеть своего союзника Фридриха Вильгельма III, Александр рассчитывал передать Пруссии Саксонию.

2. Австрия планировала вернуть себе земли, отвоёванные у неё Наполеоном, и не до пустить значительного усиления России и Пруссии.

3. Пруссия очень хотела присоединить Саксонию и оставить за собой польские земли.

5. Франция, не рассчитывая на какие-либо территориальные приобретения, не хотела преобладания одних европейских стран над другими.

В ходе переговоров во время работы Венского конгресса произошёл ряд важных скандальных событий:

· Во-первых, Англия, Франция и Пруссия 03 января 1815 года заключили тайное соглашение, содержавшее обязательство трёх держав совместно предотвратить присоединение Саксонии к Пруссии на каких бы то ни было условиях. Кроме того, они условились не допускать никаких перераспределений существующих границ, то есть присоединений территорий к той или иной стране или отделения от них.

· Во-вторых, практически сразу после заключения вышеназванное тайное соглашение получило скандальную огласку, что, естественно, повлияло на работу Венского конгресса. Это произошло в Париже во время исторического периода известного как «100 дней». Высадившись во Франции с небольшой группой преданных ему солдат и офицеров, Наполеон 19 марта 1815 года вошёл в Париж. В кабинете сбежавшего Людовика XVIII был обнаружен один из трёх экземпляров секретного договора. По указанию наполеона он был срочно переправлен Александру I, который передал его Меттерниху. Таким образом, о «тайном» сговоре некоторых участников Венского конгресса стало известно всем остальным делегациям.

· В-третьих, сам факт кратковременного восстановления империи Наполеона был неожиданным и непредвиденным.

· В-четвёртых, важным событием стало окончательное поражение Наполеона при Ватерлоо и возвращение в Париж королевской династии Бурбонов.

Результаты Венского конгресса: По своему значению Венский конгресс был уникальным историческим событием. Его результаты можно обобщить следующим образом:

1. За несколько дней до Ватерлоо, а именно 09 июня 1815 года, представители России, Австрии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Пруссии и Швеции подписали Заключительный Генеральный акт Венского конгресса. Согласно его положениям было санкционировано включение в состав нового королевства Нидерландов территории Австрийских Нидерландов (современная Бельгия), однако все остальные владения Австрии вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия, Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль. Пруссии досталась часть Саксонии, значительная территория Вестфалии и Рейнской области. Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии, переданной Швеции. В Италии была восстановлена власть папы римского над Ватиканом и Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство Обеих Сицилий. Был также образован Германский союз. Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское, а русский император становился и польским королём.

Кроме того, Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались взаимоотношений между европейскими странами. Например, устанавливались правила сбора пошлин и судоходства по пограничным и международным рекам Мозылю, Маасу, Рейну и Шельде; определялись принципы свободного судоходства; в приложении к Генеральному акту говорилось о запрещении торговли неграми; во всех странах ужесточалась цензура, усиливались полицейские режимы.

2. После Венского конгресса сложилась так называемая «Венская система международных отношений».

Именно на Венском конгрессе были установлены три класса дипломатических агентов, которые применяются и в настоящее время1; был определён единый порядок приёма дипломатов, сформулированы четыре типа консульских учреждений. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась мультиканальная дипломатия.

3. Было принято решение о создании Священного Союза.

Образование священного Союза – главный итог Венского конгресса 1815 года

С идеей создания Священного Союза европейских государств выступил Александр I, так как он понимал, что решения Конгресса должны быть оформлены организационно.

Учредительным документом Священного Союза стал Акт Священного Союза, разработанный самим Александром I и подписанный в Париже 26 сентября 1815 года российским и австрийским императорами и прусским королём.

Целью создания Священного Союза было: с одной стороны, сыграть роль сдерживающего начала против национально-освободительных и революционных движений, а с другой – объединить в случае необходимости всех его участников в защиту незыблемости границ и существующих порядков. Это нашло отражение в Акте Священного Союза, провозгласившем, что вследствие великих изменений в европейских странах на протяжении трёх последних лет члены священного Союза решили, что «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособия, подкрепления и помощь для сохранения веры, мира и правды»1.

Однако, по оценкам многих историков, содержание этого акта было в высшей степени неопределённо и растяжимо и практические выводы из него можно было делать самые разнообразные, общий же дух его не противоречил, а скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения монархической власти, он устанавливает патриархальность отношений между государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять в духе «любви, правды и мира», а вторые должны лишь повиноваться: о правах народа по отношению к власти документ совсем не упоминает.

Целью Союза была взаимопомощь в подавлении в Европе революционных антимонархических выступлений – отголосков антихристианской Французской революции – и укрепление устоев христианской государственности. Александр I намеревался посредством такого Союза устранить также возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами. Заключившие союз монархи поклялись соблюдать незыблемость границ в Европе и подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя», «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры» и «почитать всем себя как бы членами единого народа христианского».

Акт Священного Союза был символично подписан в православный праздник Воздвижения Креста Господня. Высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях…».

В первые годы после создания Священного Союза, несмотря на существующие различия во взглядах его участников, европейские государства по многим проблемам внешней политики действовали согласованно, особенно в борьбе против свободомыслия и демократизации народных масс. В то же время они внимательно следили друг за другом и вынашивали собственные планы.

Вообще, за время существования Священного союза состоялось несколько его конгрессов:

1. Аахенский конгресс (20 сентября - 20 ноября 1818 года).

2. Конгрессы в Троппау и Лайбахе (1820-1821 годы).

3. Конгресс в Вероне (20 октября - 14 ноября 1822 года).

Далее работа Священного союза начала постепенно сходить «на нет» и, в конце концов, он прекратил своё существование. 

Главный результат войны становится очевидным не на поле битвы, а за столом переговоров. Наполеоновские войны завершились не и не под Ватерлоо, а в Вене. И итоги мирных переговоров показали, что победа антифранцузской коалиции не так уж однозначна, и единства между союзниками нет.

Официальные и неофициальные цели

Официально конгресс в Вене собрался в сентябре 1814 года для того, чтобы разделить территориальные приобретения участников антифранцузской коалиции, обеспечить невозможность занятия французского престола кем-либо из Бонапартов и восстановить государственность европейских держав, уничтоженную Наполеоном. Участие в заседаниях приняли представители всех европейских государств. Исключая Турцию.

На деле дипломаты имели еще одну, более важную, но не записанную напрямую в официальных документах цель – однозначное уничтожение революционной идеи, превращение победы над Наполеоном в победу над революцией. Это – одна из причин, почему многие историки полагают, что Великая французская революция закончилась только в 1815 году.

Наконец, у всех великих держав были и тайные замыслы, противоречащие интересам союзников.

  1. Англия вообще не хотела вмешательства России в европейские дела.
  2. Россия стремилась сохранить в Германии 2 крупных государства (Пруссию и Австрию), чтобы не допустить доминирования одного из них и превращения Германии в антироссийскую силу.
  3. И Англия, и Россия желали сохранить франко-германское противостояние, чтобы эти государства уравновешивали друг друга в европейской политике.

Естественно, официальный передел земель в Европе и французских колоний тоже имел значение.

Неожиданные герои

Противоречия между победителями привели к тому, что подлинным героем конгресса стал французский представитель Талейран. Играя на противоречивых устремлениях вчерашних союзников, Талейран сумел добиться того, что никто из них не получил желаемого в полной мере. Вчерашние союзники перессорились, а Франция, несмотря на разгром, осталась великой державой и важным политическим игроком в Европе.

Талейран сумел добиться союза Австрии и Англии против России, не допустить чрезмерного усиления Пруссии и превратить англичан и австрийцев фактически в союзников Франции.

Частью решений Венского конгресса также нужно считать создание Священного союза, хотя соответствующий документ был подписан после официального завершения переговоров. Его автор – царь Александр I. Цель Священного союза – сохранение европейских монархий и противостояние революциям любой ценой. С целью создания максимальных возможностей для его расширения царь сформулировал все пункты акта о создании союза очень расплывчато. Они исключали только вхождение в него Турции по религиозному признаку (потому что с турками царь был намерен воевать).

Передел Европы

Решения Венского конгресса заметно изменили карту Европы. Заключительный акт был подписан 9 июня 1815 года.

  1. Россия получала значительную часть Польши, за ней закреплялись Бессарабия и Финляндия.
  2. Пруссия получила часть Саксонии, Вестфалию, Померанию, Гданьск и Познань.
  3. Австрии достались Галиция и значительная часть Италии.
  4. Светская власть папы римского была восстановлена.
  5. Сардинское королевство было восстановлено и ему возвращена Ницца.
  6. Дания за поддержку Наполеона лишилась Норвегии – та попала в унию со Швецией.
  7. Создавался Германский союз как конфедерация 34 монархий и 4 вольных городов.
  8. Франция лишалась практически всех колоний, большинство которых достались Англии.

На французском престоле были восстановлены Бурбоны, и участники конгресса поклялись не допустить реставрации Бонапартов. Они забыли это обещание в 1852 году – лишь бы покончить с революционной «весной народов».

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Венский конгресс

Участники Венского конгресса 1815 г. Раскрашенная гравюра.

Международный конгресс, созванный по инициативе держав-победительниц - России, Великобритании, Австрии и Пруссии после завершения войн антифранцузских коалиций против наполеоновской Франции, получил свое название по месту проведения. Эти четыре государства-монархии осуществляли фактическое руководство конгрессом, проходившим в Вене с сентября 1814 г. по июнь 1815 г. Созыв такого международного конгресса, предусматривался Парижским мирным договором 1814 г.

В Венском конгрессе приняли участие представители (всего 216 официальных лиц) всех больших европейских государств того времени, кроме Турции. Россию представляли император , (1-й уполномоченный), посланник в Вене Г.О. Штакельберг; Великобританию - глава делегации статс-секретарь (с февраля 1815 г. - фельдмаршал ), посол в Санкт-Петербурге В. Каткарт, посол в Вене генерал Ч. Стюарт; Австрию - император , министр иностранных дел князь , глава дипломатической миссии в Лондоне барон И. Вессенберг, статс-секретарь Ф. Генц, президент гофкригсрата князь ; Пруссию - король , канцлер князь , посланник в Вене барон В. Гумбольдт, генерал-адъютант К.Ф. Кнезебек; Португалию - члены Королевского совета и И. Лобо да Сильвейра, посланник в Санкт-Петербурге граф А. Салданья да Гама; Испанию - государственный советник маркиз П. Лабрадор; Швецию - личный представитель шведского короля Карла Юхана граф . Побежденную Францию представляли: министр иностранных дел , член Временного правительства герцог Э.И. Дальберг, посол в Санкт-Петербурге граф Ж. Ноай, граф Ф. Латур-Дюпен.

Целями Венского конгресса были: международно-правовое оформление нового соотношения сил между европейскими державами; восстановление принципов политического устройства в Европе, ликвидированного во время Великой французской революции и наполеоновских войн, и обеспечение его стабильности на длительное время; создание устойчивых гарантий против возвращения к власти Наполеона I и возобновления его попыток завоевания Европы, удовлетворение территориальных притязаний победителей путем передела континента и колоний, реставрация свернутых династий в захваченных Наполеоном государствах.


Карта Европы после Венского конгресса 1814 - 1815

По ряду вопросов цели участников Венского конгресса не совпадали. Великобритания стремилась создать у границ Франции барьер из соседних государств и сохранить за собой захваченные ею во время войн французские и голландские колонии. Австрия, как немецкая империя, пыталась не допустить усиления России и Пруссии и обеспечить свою гегемонию в раздробленной Германии. В основе внешней политики Прусского королевства лежало стремление получить Саксонию и стратегически важные земли на Рейне. Однако планы Берлина в отношении королевства Саксонии не отвечали интересам Австрии и Франции, которые считали необходимым сохранение самостоятельной Саксонии как большого буферного государства между ними. Россия увязывала саксонский вопрос с польским вопросом, намереваясь создать под своей имперской властью польское государство, что вызывало возражения Великобритании, Австрии и Франции, которые не желали усиления России на Европейском континенте.

В ходе предварительных совещаний представители четырех держав - инициаторов Венского конгресса была достигнута договоренность о том, что вопросы, относящиеся «к основным интересам Европы», а также к установлению границ и решению суды областей, «временно занятых и управляемых союзными державами», будут обсуждаться четырьмя державами, которые по «достижению соглашения пригласят представителей Франции и Испании «высказать свои мнения и пожелания».

Франция являлась побежденной державой, и ее участие в международном конгрессе победителей стояло под вопросом. Играя на противоречиях между главными союзниками - Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией, глава французского МИДа Талейран добился права участвовать в переговорах наряду с ними. Совещания представителей этих пяти держав за закрытыми дверями стали важнейшей и определяющей частью Венского конгресса.

Официально международный конгресс в Вене не открывался, и общие заседания его официальных участников не созывались. Все основные вопросы обсуждались на совещания пяти держав Европы во время неофициальных встреч и приемов, а также в многочисленных комитетах и комиссиях конгресса. К ним относились: Комитет восьми держав (занимался процедурными вопросами и итальянской проблемой), Германский комитет, Комитет по швейцарским делам, комиссии - статистическая, по вопросам об отмене работорговли, о свободе навигации, дипломатического этикета.


Венский конгресс. Гравюра Ж. Годфруа по оригиналу Ж.-Б. Изабе. 1891 г.

В ходе Венского конгресса державы-победительницы вели конфиденциальные переговоры за спиной друг друга. 3 января 1815 г. Франция, Австрия и Великобритания заключили между собой секретный договор, целью которого было помешать присоединению Саксонии к Пруссии, а Польши к России. Договор предусматривал, что в случае если одна из сторон подвергнется опасности (исходящей, разумеется, от Пруссии и России), то другие обязуются предупредить нападение на нее, а в случае неуспеха - отправить ей на помощь 150-тысячную армию каждая. Появление в зоне конфликта 300 тысяч войск грозило переродиться в большую войну на континенте. Каждая из сторон, договаривающихся обязывалась не заключать сепаратный мир. Позднее к этому секретному договору присоединились Бавария, Ганновер, Нидерланды и Гессен-Дармштадт, которые не без оснований опасались устремлений Прусского королевства к гегемонии в немецком мире.

Когда работа Венского конгресса близилась к завершению, в столицу Австрии пришло известие о высадке 1 марта 1815 г. на юге Франции бежавшего с острова Эльбы низложенного императора Наполеона I. Эта новость заставила участников конгресса прекратить споры и сблизиться, создавая против Бонапарта новую, но уже последнюю 7-ю международную коалицию. Начались знаменитые «Сто дней»: Наполеон вернул себе императорскую корону, и Франция вновь начала большую войну в Европе против своих вчерашних победителей.

Наполеон попытался использовать в своих интересах обнаруженный им экземпляр секретного франко-австрийского договора, который он переслал императору Александру I. Но эта попытка расколоть новую коалицию против возродившейся наполеоновской Франции успеха не имела. Российский император сумел скрыть свое недовольство сепаратным сговором союзников за его спиной. Россия приняла активное участие в 7-й коалиции, которая была создана в Вене 13 марта.

Участники антифранцузской коалиции после проведенных переговоров 25 марта подписали Венский союзный контракт, по которому каждая сторона (четыре державы) обязывалась выставить 150-тысячную армию и не прекращать военных действий до полного поражения Наполеона. Русская армия, к тому времени вернувшаяся в Отечество, в ходе 2-го Заграничного похода 1815 г. дошла до Рейна, к сражению при Ватерлоо не успела, но приняла участие в последующей оккупации французской территории.

Первым официальным документом международного конгресса стал подписанный его участниками 21 апреля договор о разделе Польши. Он вошел в качестве приложения в Заключительный акт Венского конгресса.

Венский конгресс завершился 9 июня 1815 г. за несколько дней до исторической битвы при Ватерлоо. В этот день участники европейского форума (Россия, Пруссия, Австрия, Великобритания, Франция и Швейцария) подписали Заключительный (генеральный) акт. Он перекроил карту Европы, не считаясь с национальными интересами народов. Все другие государства присоединились к нему позднее. В течение последующих пяти лет документ подписали главы 38 государств. Так, Португалия сделала это в марте 1816 г., Испания - в июне следующего года. Последней страной оказалась Бавария, которая подписала Заключительный акт Венского конгресса акт в мае 1820 г. Генеральный акт состоял из 121 статьи и заключал в себе важнейшие соглашения, заключенные в ходе Венского конгресса:

Он предусматривал лишение Франции всех ее завоеваний, и создание у ее национальных границ государств-барьеров (буферных государств). Ими стали Рейнские провинции Прусского королевства.

Швейцария была усилена за счет расширения своих границ и включения в ее состав стратегически важных горных перевалов. Европейскими державами ей гарантировался постоянный нейтралитет.

На северо-западе Италии восстанавливалось Сардинское королевство, которому возвращались Савойя и Ницца. К востоку от него роль плацдармов против Франции играли австрийские владения на севере Италии - Ломбардия и Венеция.

К Российской империи отошло бывшее Великое герцогство Варшавское, которому в ее составе суждено было стать Царством Польским, кроме Торна и Позена (отошедших к Пруссии), Восточной Галиции (отошедшей к Австрии) и Кракова с округом (получил статус «вольного города»).


Заглавный лист сборника итоговых документов Венского конгресса. 1815 г.

Австрия установила свою власть в северо-восточной Италии, к чему она стремилась долгое время. Вена обеспечила себе преобладающее влияние в только что образованном Германском союзе, созданном, прежде всего, для отражения нападения Франции.

Пруссия получила северную Саксонию и Познань, а в качестве компенсации за свой вынужденный отказ от южной Саксонии - Рейнские провинции и большую часть Вестфалии - важные в стратегическом и экономическом отношении области Германии. Таким образом, Пруссия стала граничить с Францией и Нидерландским королевством, образованным путем объединения Бельгии и Голландии. Берлин получил также остров Рюген и шведскую Померанию.

Норвегия была отделена от Дании и передана Швеции. Италия оказалась надолго разорванной на ряд отдельных государств, ни одно из которых не могло взять на себя роль объединителя страны.

Венский конгресс узаконил колониальные захваты Великобритании, которая закрепила за собой часть колоний Голландии и Франции - остров Мальту Средиземном море, Капскую колонию на юге Африки, остров Цейлон.

В Заключительный акт кроме статей вошли 17 приложений, в том числе Декларация о прекращении работорговли; Правила сбора пошлин и судоходства по пограничным и международным рекам центральной Европы - Рейну, Майн-Маасу, Мозелю и Шельде; Положение относительно дипломатических агентах (Венский регламент); Акт о конституции Германского союза и другие документы.

Попытки русской дипломатии включить в Заключительный акт постановления, касающиеся Восточного вопроса (положение христиан в Оттоманской империи и право России на их защиту) встретили возражения других участников Венского конгресса. В результате этого Восточный вопрос в официальном порядке на конгрессе не обсуждался и остался открытым, что привело в будущем к дипломатическим и военным осложнениям в Европе и на Балканах.

В итоге Венским конгрессом была впервые создана система договоров, регулировавших отношения между европейскими государствами, прежде всего закреплявших на длительный период границы между ними. Созданную систему, называемую еще Венской системой международных отношений, дополнил Священный союз («детище» императора Александра I), образованный в сентябре 1815 г. правительствами европейских монархий для осуществления мер, в том числе военных, против революционных и национально-освободительных движений на континенте. Был образован также Четверной союз России, Великобритании, Австрии и Пруссии.

Венская система просуществовала до 1850-х гг., наложив серьезный отпечаток на европейскую дипломатию. Первые чувствительные удары по ней нанесли в начале 30-х гг. XIX века состоявшиеся революции во Франции, Испании, Португалии и на юге Италии. К окончательному ее крушению привели Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг., воссоединение Италии в 1860- 1861 гг. в единое королевство и объединение Германии в 1866-1871 гг. вокруг Прусского королевства.

Алексей Шишов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

Венский конгресс (1814–1815)

Венский конгресс - общеевропейская конференция, проходившая в Вене с ноября 1814 по июнь 1815 года, ознаменовавшая установление нового политического и правового порядка в Европе после более чем двух десятилетий революционных потрясений и войн наполеоновской эпохи.

С формальной точки зрения, мирный договор между Францией и ее противниками не был результатом самого Венского конгресса. «Вечный мир и дружба» между Королем Франции и участниками антифранцузской коалиции – Россией, Пруссией, Австрией и Великобританией («Великими державами»), а также их младшими партнерами Испанией, Швецией и Португалией, уже были закреплены в статье I первого Парижского мирного договора , подписанного 30 мая 1814 года. В статье XXXII этого договора также предусматривалось, что все воюющие стороны должны в течение двух месяцев отправить своих полномочных представителей на конференцию в Вену.

Тем не менее, цель Венского конгресса была больше, чем завершение мирного урегулирования и восстановление старых границ. Успешно ослабив гегемонию Франции на большей части Европы и создав новый международный порядок, соглашения, достигнутые на Венском конгрессе, утвердили равновесие сил в Европе, отвечавшее интересам всех Великих держав и не допускавшее крупномасштабных конфликтов между ними в течение нескольких десятилетий.

Работа Венского конгресса.

Венский конгресс был открыт 1 ноября 1814 года и завершился спустя шесть месяцев – 9 июня 1815 года еще до окончательного поражения Наполеона в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года, положившего конец его стодневному возвращению на престол.

В конгрессе участвовало более 220 делегаций и уполномоченных представителей крупных и малых держав, включая бывших князей и графов, многие из которых отчаянно пытались восстановить свое прежнее положение, попранное французскими армиями. Однако, как и было заявлено в Отдельной секретной статье к первому Парижскому мирному договору: «назначение земель … и отношений, из коих должна проистекать система действительного и прочного равновесия в Европе, будут определены конгрессом на основаниях, установленных соглашением союзных держав» – именно они доминировали в работе Конгресса и взяли на себя ответственность за любые политически значимые решения.

Венский конгресс ни разу не созывался в формате пленарного заседания с присутствием всех собравшихся делегатов. Восемь подписантов Парижского мирного договора – «Комитет восьми» иногда собирались в качестве официального руководящего органа. Отдельный Комитет по делам Германии (первоначально состоящий из делегатов Австрии, Пруссии, Баварии, Ганновера и Вюртемберга) занимался делами Германского союза. В то же время действовало несколько специализированных комитетов, таких Комитет по делам Швейцарии, Комитет по делам Таскании и т. д., и комиссий – статистическая, редакционная, по работорговле, по международным рекам, по дипломатическому этикету. Однако действительно важные вопросы обсуждались на совещаниях пяти держав, которые обычно проводились в Канцелярии министерства иностранных дел Австрии – Ballhausplatz.

Решения Венского конгресса.

Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте , состоявшем из основного документа и 17 приложений (перечисленных в статье CXVIII). Эти приложения представляли собой двусторонние или многосторонние договоры, разработанные во время Конгресса и подписанные заинтересованным государствами.

Территориальные изменения.

Решения о том, какие территории должны принадлежать каждому государству или какие территории они должны получить, определялись на основе предварительной работы, проведенной Статистической комиссией. Эта комиссия, состоявшая из специалистов географов, экономистов и демографов, тщательным образом рассчитывала «ценность территории» – размер территории, ее населения и доходность. Таким образом, преданные и полученные территории, требования и концессии были приблизительно равнозначны.

Политическая карта Европы до Венского конгресса

Основные территориальные изменения, утвержденные Венским конгрессом, заключались в следующем:

  • Франция:
    • полностью отказалась от своих предыдущие завоеваний, ее границы с незначительными расширениями были восстановлены по состоянию на 1 января 1792 года;
    • вернула большинство колоний в Америке, Африке и Азии, которыми владела до 1 января 1792 года.
  • Российская империя:
    • присоединила большую часть Герцогства Варшавского, ставшую автономным Царством Польским;
    • сохранила Финляндию, отвоеванную у Швеции в 1809 году.
  • Пруссия:
    • получил часть Варшавского герцогства, названную Гросс-герцогством Познанским, и вольный город Данциг.
    • получила почти половину земель, принадлежавших Саксонскому Королевству, названные Герцогством Саксонским;
    • получила гросс-герцогство Бергское, герцогство Вестфальское и земли на левом берегу Рейна;
    • приобрела Шведскую Померанию в обмен на компенсацию в 5,1 млн. талеров.
  • Австрия:
    • в Италии сохранила Истрию, получила Милан, Ломбардию, Венецию;
    • получила от Российского Императора, уезды восточной Галиции, отделенные в 1809 году;
    • члены австрийской королевской семьи получили троны в итальянских герцогствах – Модена и Тоскана;
    • восстановила контроль над Тиролем и Зальцбургом в Германии.
  • Краков объявлен «вольным независимым и совершенно нейтральным городом», под покровительством России, Австрии и Пруссии.
  • Великобритания на Венском конгрессе стремилась к своей главной цели – усилению контроля над морями и расширению колониальных владений:
    • официально получила Гвиану (Южная Америка), захваченную у Голландии в 1803 году;
    • в Карибском море сохранила о-ва. Тобаго и Сент-Люсия, захваченные у Франции, и о. Тринидад, захваченный у Испании;
    • сохранила аннексированный у Дании архипелаг Гельголанд, что позволило ей контролировать Северное море и доступ к Балтийскому морю;
    • получила о. Мальта (принадлежавший Мальтийскому ордену) и Ионические о-ва (долгое время принадлежавшие Венеции), что позволило ей следить за Османской империей и проходом между западным и восточным Средиземноморьем;
    • на пути в Индию сохранила, захваченные Капскую колонию и о. Цейлон у Голландии и о. Иль-де-Франс (Маврикий) у Франции.
  • Италия , уничижительно прозванная «чисто географическим выражением», была поделена на семь частей:
    • Ломбардо-Венецианское королевство, образованное по решению Венского Конгресса из северо-итальянских областей Ломбардия и Венеция, вошло в состав Австрийской империи;
    • Тоскана – отдана эрцгерцогу Фердинанду III Габсбургу, дяде императора Австрии;
    • Модена – передана эрцгерцогу Франсу Эстскому, представителю дома Габсбургов;
    • Парма – передана в пожизненное владение Мари-Луизе, супруге свергнутого Наполеона;
    • Королевство обоих Сицилий, созданное при объединении Неаполитанского и Сицилийского королевств, возвращено королю Фердинанду IV Бурбону;
    • Королевство Сардиния, присоединившее княжество Монако и герцогство Генуэзское, возвращено бывшему царствующему дому;
    • Папская область была возвращена Папе за исключением Авиньона и Комтата Венайсина, оставшихся частью Франции;
  • Германский союз. Венский конгресс принял решение вместо распущенной Наполеоном 6 августа 1808 года Священной римской империи образовать Союз немецких государств. Союз представлял собой конфедерацию 39 государств (против более 300 в 1792 году), в которую вошли: германская часть Австрийской империи, пять королевств (Пруссия, Саксония, Вюртемберг, Ганновер, Бавария), семь великих герцогств, двадцать два княжества и четыре свободных города (Любек, Бремен, Гамбург и Франкфурт).
  • Швейцария , признанная нейтральной, сохранила свои 19 кантонов и присоединила Валлись, Женевскую область и Княжество Нейшательское, ставшие ее новыми кантонами.
  • Швеция вступила в унию с Норвегией (отделенной от Дании – бывшей союзницы Наполеона), образовав, по сути, конфедеративное государство - Соединенные королевства Швеция и Норвегия.
  • Королевство Нидерландское – новое государство, сформированное из бывших Соединенных Нидерландских Областей и Провинции Бельгийской под властью дома Нассау-Оранского.
  • Ганновер (состоявший в унии с Великобританией) стал королевством, увеличив свою территорию за счет Хильдесхайма, части епископства Мюнстер и восточной Фризии. Королевство Ганновер вошло в Германский союз.

Кодификация дипломатического права.

В Приложении XVII к Заключительному акту Венского конгресса «Положение относительно дипломатических агентов» , подписанного основными державами 9 марта 1815 года, устанавливались иерархические ранги дипломатических представителей.

В Положении были определены три класса:

  1. Послы, Папские Легаты или Нунции (только они являлись «представителями своих Государей»);
  2. Посланники, Министры и иные уполномоченные при Государях; и
  3. Поверенные в делах, уполномоченные при Министрах иностранных дел.

Однако самым инновационным нововведением Венского конгресса можно считать статью IV, предусматривающую, что старшинство дипломатических агентов того же класса должно определяться датой официального извещения об их прибытии ко двору.

С момента зарождения современной европейской дипломатии в 16 веке относительный ранг и положение между послами был вопросом первостепенной значимости. Так как дипломаты являлись представителями своих государей, любые знаки почтения или небрежения считался прямым отражением достоинства их суверена.

Внедряя такие довольно формализованные критерии и устанавливая в статье VI строгий запрет на особые привилегии по родственным или семейным связям, либо по политическим соображениям, Великие державы на Венском конгрессе желали раз и навсегда положить конец прошлым нескончаемым препирательствам.

Осуждение работорговли.

Другим знаменательным достижением Венского конгресса, имеющим далеко идущие юридические последствия, является принятие декларация об осуждении работорговли («Декларация держав о прекращении торга неграми» ), выпущенная еще 8 февраля 1815 года, и позднее включенная в Заключительный акт в качестве приложения XV.

Декларация об отмене работорговли была составлена представителем Великобритании лордом Кастлри и получила широкую общественную поддержку в его стране, где гуманитарное движение, вдохновленное английской популярной философией, успешно лоббировало идею об запрете .

В Декларации категорически заявлялось, что «отрасль торговли, известная под именем торга Африканскими Неграми, была добродетельными и просвещенными людьми всех времен почитаема противною законам и человеколюбию и общей нравственности». Далее в ней подчеркивалось, что «ныне скорейшего прекращения оной требует единогласно общее мнение всех образованных народов».

Исходя из этого, полномочные, собравшиеся на Конгресс, провозгласили «от имени Государей своих изъявить усердное желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго опустошавших Африку, обычаю постыдному для Европы и оскорбительному для человечества», а также взяли на себя обязательство использовать все средства для отмены работорговли на своих территориях и выразили надежду, что и другие Правительства последуют данному примеру.

Следует отметить, что на Венском конгрессе Кастлри предлагал для скорейшего прекращения работорговли поддержать следующие меры:

  1. ввести запрет на ввоз товаров, из стран, потворствующих работорговле;
  2. установить контроль близ африканских берегов и признать право досмотра судов, подозреваемых в перевозке рабов;
  3. учредить постоянный комитет по контролю за реализацией мер по пресечению работорговли.

Несмотря на то, что интересы России непосредственно не затрагивались, Император Александр I не мог согласиться с предложениями Англии, полагая невозможным признать за иностранным правительством право осмотра купеческих судов во всем мире. Подобным правом, на деле, могла воспользоваться только Англия, которая получила бы надзорную власть над международной торговлей. Поэтому в окончательной редакции работорговля осуждалась лишь в принципе – ни о каких конкретных шагах или обязательствах государства-участники не договорились.

Тем не менее, хотя юридически Декларация Венского конгресса о запрете работорговле была не более чем заявлением о намерениях, но с точки зрения официального осуждения рабства она имела поистине историческое значение.

Свобода судоходства по международным рекам.

Еще один правовой вопрос, имеющий общеевропейское значение, рассмотренный на Венском конгрессе, – это вопрос относительно навигации по международным рекам.

Что касается реки Рейн, то в статье V первого Парижского мирного договора уже было указано, что «судоходство по Рейну с того места, где река сия становится судоходною до моря и обратно будет свободно таким образом, что оное никому возбранено быть не может», а принятие решения о правах и обязанностях государств, граничащих с Рейном, откладывалось до конгресса в Вене. Более того, первый Парижский мирный договор с целью предотвращения будущих конфликтов хотел, чтобы Конгресс пошел дальше: статья V также поручала Конгрессу «для облегчения сообщения между народами, и дабы они всегда менее чуждались друг друга», исследовать и решить, каким образом принцип свободы судоходства, предусмотренный для Рейна, может быть распространен на все другие реки.

Статья XCIV Заключительного акта Венского конгресса провозглашала свободу судоходства по реке По; а в Приложении XVI к Заключительному акту от 24 марта 1815 года («Постановление о свободном судоходстве по рекам» ) предусматривалась свобода судоходства по всем судоходным рекам, пересекающим или разделяющим, территории государств-участников соглашения.

В Постановлении также был изложен ряд принципов, которые должны применяться в будущем, и содержался призыв к проведению переговоров по более детальной проработке правил судоходства (раздел A, подписанный представителями Австрии, Франции, Великобритании и Пруссии). В разделах B и C упомянутого постановления, подписанном еще несколькими другими заинтересованными государствами, оговаривались дополнительные правила судоходства по Рейну и его притокам.

Четверной союз и политика «Европейского концерта».

Конгресс закончился, однако, между восемью крупнейшими державами так и не было составлено соглашение о принципах дальнейшего поддержания мира в Европе. Только после возвращения Наполеона из Эльбы, незначительно встревожившего Конгресс и побудившего трех континентальных монархов присоединиться к Священному союзу (1815 г.), четыре союзные державы и Франция 20 ноября 1815 года подписали второй Парижский мирный договор .

Конгресс завершился до того, как Торт был порезан. Карикатура на Венский конгресс, 1815

Этот договор сопровождался рядом двусторонних союзнических соглашений между победившими державами, привнесшими в Венскую систему важную особенность организационного характера, получившую название «Европейский концерт». «Европейский концерт» предполагал регулярное проведения конференций высокого уровня для рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, и координации мер, наиболее эффективных для поддержания стабильности на континенте.

Первая конференция, состоявшаяся в 1818 году в Экс-ла-Шапель, окончательно признала за Францией статус Великой державы. Однако в последующие годы идеологические разногласия между Великобританией и монархами Священного союза становились все острее, особенно в отношении вмешательства во внутренние дела для помощи монархическим режимам в борьбе с национально-освободительными и революционными движениями.

Только три конференции – в Экс-ла-Шапель (1818), в Троппау (1820) году и Лайбахе (1821) привели к некоторым конкретным результатам. Ко времени последнего конгресса в Вероне в 1822 году, санкционировавшего французскую интервенцию с целью восстановления абсолютистского режима в Испании, стало ясно, что пяти державам все труднее находить общий язык.

В целом система «Европейского концерта» оказалась исключительно успешным инструментом для предотвращения крупных вооруженных конфликтов в Европе на протяжении нескольких десятилетий. Однако в долгосрочной перспективе она не была способна подавить растущее политическое и экономическое соперничество и столкновение интересов между крупными державами за рубежом и не могла сгладить различия между его западными конституционными правительствами и восточными автократическими монархиями.