Познавательно-развлекательная игра «Зеленая аптека» Цели и задачи: Материалы и оборудование: Продолжительность игры. Викторина «Зеленая аптека» Познавательная игра зеленая аптека

Оборудование: фонограммы (звуки леса, песни о растениях); картины природы (для оформления); гербарий "Лекарственные растения нашего края" (для игры)

Лесовичок: Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Наш сегодняшний праздник проходит под девизом "Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты".

Звучит фонограмма "Звуки леса". Выходит Фея Леса.

Фея Леса: Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лесовичок: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Фея: С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

Под музыку появляется Ромашка

Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка - это название переводится как "милая простота". Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Лесовичок: Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Если, случится тебе, простудится.

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Фея: Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. Что это?

Под музыку появляется Подорожник

Подорожник: Это я, Подорожник.

Фея: Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник: С названием простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли

Невзрачный цветок - подорожник

Да как же растешь ты в пыли?

Лесовичок: Дорогой подорожник, а чем ты полезен еще?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!

Фея леса: А сейчас я загадаю загадки про лекарственные растения, живущие в моем лесу.

  • Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это? (крапива)

  • Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки - не выше кочки. (брусника)

  • Хоть куст у него зеленый

Вас ранить готов,

Там красные таблетки

Развешаны на ветке,

И всем готово помочь он от разных бед. (шиповник)

Лесовичок : Спасибо тебе, Фея Леса за интересные загадки. Но что-то заскучали мы с ребятами. Давайте танцевать да песни распевать.

Песня "Лекарственные травы"

Упражнение "Прогулка по волшебному лесу"

Появляется мальчик и гуляет вместе с детьми.

Лесовичок: Стой, посмотри, что ты делаешь?

Мальчик: Я? Гуляю! А,что?

Лесовичок: Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик: Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны?

Мальчик хочет уйти с поляны. Но тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу; порезал руку; начал чихать, кашлять; у него заболела голова и т.д.

Лекарственные растения приходят к нему на помощь.

Мальчик: Большое вам спасибо! Я не знал, что растения бывают такими полезными.

Мальчик вместе с растениями водит хоровод.

Фея леса: У меня есть интересные картинки, давайте-ка, поиграем в игру.

Игра "Кто быстрее соберет картинку"

(Детям раздают разрезные картинки с различными лекарственными растениями.)

Лесовичок: А у меня тоже есть игра!

Проводится игра "Узнай растение"

Фея леса: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали о пользе растений. И я хочу дать вам наказ, который вы должны помнить. Тогда природа будет вам благодарна!

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все что зовется Родиной твоей!

Лесовичок: А на прощанье мы вам приготовили угощенье. А угощенье не простое, а лечебное – это вкусный, ароматный напиток из шиповника.

Фея Леса и Лесовичок прощаются с детьми, уходят.

Озёрная школа

филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

П. Третий Решающий

Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.

Ход занятия:

I. Вводная беседа учителя:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.


Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.

II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

· Одуванчик лекарственный

· Ромашка аптечная

· Подорожник большой

· Чистотел большой

· Тысячелистник обыкновенный и другие.

РОМАШКА

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил


Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

МЯТА.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

III . Отгадывание загадок.

1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник. Витаминное средство.)

2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

(Душица, чабрец.)

3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина. От простуды.)

4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

(Крапива.)

6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)

7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник)

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

IV . Задание: Найди лекарственное средство.

V . Памятка сборщику лекарственных растений


· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.

П __Д__Р_ЖН_К

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?

Полезная ли для тебя эта информация?

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Блиц-опрос

Назовите любимую траву кошки? (Валериана)

Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)

Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)

Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)

В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)

Людмила Самойленко
Дидактическая игра «Зеленая аптека»

ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА

(дидактическая игра )

ЦЕЛЬ : Развивать познавательные способности детей. Развивать коммуникативное общение. Развитие общих речевых навыков. Активизация словаря по теме «Лекарственные растения»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Рассматривание гербария и иллюстраций «Лекарствен ные растения» . Беседа о способах применения их, рассматривание строения человека.

ОБОРУДОВАНИЕ : Картинки с грустными или плачущими человечками, где символом (красный кружок) обозначен заболевший орган или часть тела; картинки с изображением веселых человечков; картинки с изображением полевых и лекарственных растений.

ИГРОВОЕ ПРАВИЛО : Каждый участник игры должен вылечить одного человечка, правильно рассказав, какое лекарственное растение использовал и каким способом.

Ход ИГРЫ

1. Воспитатель : «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на наш «Цветочный город» . Там случилась беда. Все его жители заболели, а как лечиться не знают.

Коротышкам нужна помощь. Чтобы попасть к ним в город, надо каждому из нас рассказать стихотворение, загадку, пословицу о природе.) (Дети выполняют задание) .

«Вот мы и в Цветочном городе» .

2. Проблемная ситуация : «Чем и как будем лечить?» (Дети обсуждают совместно с воспитателем) . «Таблеток и микстур у нас нет. Вот вы и вспомнили о лекарственных растениях. В Цветочном городе есть поле. Давайте поищем их там.» (Воспитатель выставляет карточки с изображением полевых и лекарственных растений. Можно использовать игру ботаническое лото «Зеленый луг » . Дети выбирают из всех картинок только картинки с изображением лекарственных растений. Воспитатель предлагает стать врачами. Дети выбирают себе больного плачущего человечка.

Врач : - Здравствуй, Незнайка. Давно ты болеешь? Что у тебя болит? Почему ты заболел? Мало гулял? Плохо ел? Ты ослаб? И т. д.

Врач из набора лекарственных трав выбирает необходимое, затем рассказывает по плану : - название растения;

Время и правила сбора;

При каких болезнях используется, и каким способом.

Если задание выполнено правильно, то плачущий человечек смеется (или заменяется смеющимся) .

Воспитатель оценивает деятельность и подводит к выводу о значимости в жизни людей лекарственных растений.

Вылеченные коротышки из Цветочного города приглашают ребят к себе в гости и угощают чаем, соком, фруктами.

Цель: ознакомить учащихся, что в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать.

Задачи:

  • ознакомить детей с лекарственными растениями и их целебными свойствами;
  • раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование:

Заставка игры “Поле чудес”;

Выставка книг о лекарственных растениях;

Магнитная доска и карточки с буквами для составления слов;

Игровое поле, разделенное на секторы;

Ручки и бумаг.

Поощрительные призы для игроков;

Грамоты и призы для награждения победителей игры.

Форма: игровая

Возраст участников: 10-12 лет

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята иколлеги! Мы с вами сегодня поговорим о лекарственных растениях и цветках. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему лес называют “лесной аптекой”.

Мы начинаем игру поле чудес “Зеленая аптека”.

Ведущий: - Ребята, чтобы выбирать первую тройку игроков, я вам задам несколько загадок. Кто будет отгадывать мои загадки, тот и будет игроком.

Загадки:

1) Желтый и синий, по этому он носить в названии пару имен (Иван-да-Марья).

Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его.... (Петрушка).

Ярко-желтый цветок неказистый,
Сверху листьев холодная гладь.
Снизу ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливая мать...... (Мать и мачеха).

Представление первой тройки игроков

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце по тропинке.
Но совсем не горячи,
Солнца белые тучи....... (Ромашка).

Ведущий: Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она обладает противовоспалительными, кравоостановливающим, антисептическими, дезинфицирующими, болеутоляющими, противосудорожными, желчегонными свойствами. Своими полезными свойствами ромашка обязано своему богатому и целебному составу, в который выделяется белки, комедии, слизи, горечь, эфирное масло. Входящий из эфирного масло аэулен (хамаэулен) обладает противовоспалительными свойствами, а выделенные из ромашки апигенин и апиин – спазмолитическим свойствам. Все это привело чистому употреблению ромашки в народной медицине для предупреждения и лечения многих заболеваний.

Из соцветий ромашки готовят настой, чай и отвары. Настой ромашки очень хорошо помогает при простудных и желудочно – кишечных заболеваниях, спазмах и болях в желудке, поносов, запорах, повышенной возбудимости, бессоннице, судорогах, зубной боли, при женских болезнях, маточных кровотечениях. Настоем ромашки промывают гнойные раны, язвы, употребляют его полоскание полости рта при ангине, а ингаляций ромашкой применяют при гриппе. Ромашковые ванны - эффективные средство при суставной ревматизм, золотухе и подагре.

Ведущий: Выбираем вторую тройку игроков.

Даже ночьюмуравьишки,
Не пропустят свой домишко.
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд,
Лампы белые висят........ (Ландыш).

Осенью первыми листьями, как слёзы,
Тихо роняют на земле......(Берёза).

Ветка в гроздья разодета фиолетового цвета, -
Это в летний жаркий день расцвела в саду......(Сирень).

Представление второй тройки игроков

Задание: Какая травка встречается везде: в садах, в огородах, лугах. Его часто можно увидеть растущим при тропинках, и дорогах. Отсюда и название (Подорожник).

Ведущий: Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами для организма. В листьях подорожника содержится: каротин, витамины С и К, лимонная кислота, фитонциды, ферменты, гликозид, горькие и дубильные вещества. В семенах подорожника присутствуют олеиновая кислота и углеводы.

Молодые и нежные листья подорожника применяются для приготовления салатов с луком, картофелем крапивой и хреном.

Подорожник добавляют во многие блюда, такие как омлеты, запеканки, в каши и напитки, в пюре и котлет. Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых. Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойствам, благодаря чему и используется лечений бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких. Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка, и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов. А водный настой свежих листьев способствует быстрому очищению и лечению ран, порезов, свищей, нарывов и фурункулов.

Подорожник используются как мочегонное, обезболивающее, противовоспалительное, антимикробное и успокаивающее средство.

Ведущий: Выбираем третью тройку игроков.

Горькая травка
И животу - поправка,
И сама душиста
И метет все чисто....(Полынь).

Весной растет,
Летом цветет
Осенью осыпается
Зимой отсыпается
А цветок - на медок
Лечит от гриппа
Кашля и хрипа...........(Липа).

Летом рад я свежий
Ягода медвежьей,
А сушенный в запас
От простуды лечит нас...(Малина).

Представление третий тройки игроков

Задание: Русское название происходит от древнерусского слова “коприна” - щелк. (Крапива).

Ведущий: Крапива полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Крапива часто применяется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, противосудорожное, отхаркивающее средства.

Крапива используется в народной медицине для лечения многих болезней, применяется при геморрое, кровотечениях, почечнокаменной, желчекаменной болезни, удушье, болезнях печени и желчных путей, отеках, запорах, заболевания сердца, туберкулезе, бронхиальной астме и аллергиях.

Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечения, коженных заболеваниях, для укрепления и роста волос.

Ведущий: Приглашаем на сцену наших финалистов.

Представление финалистов

Ведущий: Клубника обладает полезными и лекарственными (целебными) свойствами. Клубника содержит сахара(15%), витамин С, группы В, каротин, кобальт, железо, кальций, фосфор, марганец, лимонную и яблочную кислоты, Оказывает общее оздоровительное влияние на организм.

Полезные свойства клубники применяются при склерозе, гипертонии, запорах, кишечных недомоганиях и поносах.

  • Клубника обладает противомикробной, активностью по отношению к возбудителям кишечных инфекции и вирусах гриппа.
  • Клубника обладает сахаропонижающими и мочегонными свойствами.
  • Клубника поможет вывести лишению воду из организма.

Ведущий: А сейчас представим суперигрока.

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и названа........................(Ежевика).

Ведущий: Ежевика входит в семейство розоцветные и является близкой родственницей малины. Кустарник ежевики “вооружен” колючими. В России растут не менее сорока вида ежевики. Спелые ягоды имеют кисло – сладкий вкус. Мед, собранный на зарослях ежевики имеют очень приятный аромат и множество полезных свойств.

Чем же полезна ежевика?

Плоды ежевики незаменимы при лечении болезни мочевого пузыря и болезни почек. Поразительный эффект в лечении сахарного диабета и воспалении суставов дает употребление в пищу свежих спелых ягод.

  • Ранние листья ежевики помогает при дизентерии язвах двенадцатиперстной кишки, желудка и всяческих пищевых отравлениях.
  • Ягоды ежевики стимулируют обмен веществ, усиливают иммунитет и приводят в норму работу всего организма.
  • Ягоды ежевики обладают отличным жаропонижающим действием.
  • Ежевика является профилактическим средством возникновений всяческих новообразований и развитий рака.
  • Употребление свежих ягод стимулирует мозговое кровообращение, улучшает память и активизирует процессы мышления.

Ведущий: Дорогие ребята! Всем известно крылатая фраза “Знание - сила!” Мы с вами сегодня путешествовали в стране знаний лекарственных травах и цветах.

В стране знаний сильным считается тот, кто больше знает. В этом игре победивший

_________________________________________
(фамилия, имя победителя и класс).

Давайте пожелаем нашему победителю удач и успехов в учебе и в личной жизни.

Используемая литература

  1. Иванов А.В. “Игры и праздники в образовательной сфере школы”: методические пособие - М; ЦГА, 2005 – 160с.
  2. Сметанкин Л.А. Открытый урок здоровья - СПБ: Питер. 2005, - 160с.
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составила Н.В. Елкина - Ярославль: - 1997г.