Войны среднестатистическая американская семья. Американская семья. Расходы на продовольствие

В США растет число одиноких людей всех возрастов. В брак вступают все позже и реже. Размер семьи уменьшается, растет внебрачная рождаемость, сообщает «Мировой демографический барометр» журнала «Демоскоп Weekly »

Число домохозяйств выросло, размер – уменьшился

За последние полвека средний размер домохозяйства в США уменьшился в 1,3 раза. В начале 1960-х он составлял 3,36 человек, в 2012 г. – уже 2,55 человек. Такое сокращение объясняется «эпидемией» одиночества – растет доля людей, проживающих без родственников или партнеров. Так, за 1960-1970-е годы она более чем удвоилась (с 3,7% в 1960 г. до 8,0% в 1980 г.), а в 2000-е годы превысила 10% (рис. 1), пишет «Демоскоп Weekly ». Сейчас в США насчитывается 117 млн домохозяйств – 70 лет назад их было 35 млн.

Рисунок 1. Средний размер домохозяйства и доля населения, проживающего одиноко, в США, 1960-2012 годы

Уже полвека назад в США преобладали небольшие хозяйства в 1-3 человека (около 60%). Сейчас они составляют 77% от общего числа домохозяйств. Доли больших домохозяйств – 6 или 7 человек – упали до 2% и 1,5% соответственно еще во второй половине 1980-х. (о семьях, состоящих из людей нескольких поколений, см. Multigenerational Households : 2009-2011 .)

Число семей без брака будет только расти

Брачное поведение американцев существенно меняется, отмечается в «Демоскоп Weekly ». Доля семейных домохозяйств снизилась с 85% в 1960 г до 66% в 2010 г, согласно переписи населения США 2010 года.

Семейные домохозяйства – это супруги с детьми до 18 лет или без детей, одинокий родитель с детьми и другие группы живущих вместе родственников. Несемейные домохозяйства – это одинокие люди и гражданские (незарегистрированные) браки. Впрочем, уточняет журнал, если мужчина живет с женщиной, у которой есть ребенок и которая числится главой домохозяйства, то это домохозяйство семейного типа.

Накануне Второй мировой войны более 75% домохозяйств имели в составе брачную пару (из них 42,9% – супругов с детьми). Неполных семей насчитывалось 4,3% от общего числа домохозяйств. Несемейным было каждое десятое домохозяйство – в основном, за счет одиноких людей, уточняет журнал.

В 1960-м году, на излете послевоенного бэби-бума (который охватил примерно 15 лет после Второй мировой), доля домохозяйств, состоящих из супругов с детьми, немного увеличилась. Но за последующие 20 лет несемейные домохозяйства взяли реванш. Их доля составила 26,4%. А доля домохозяйств «одиночек» – почти 23% (см. табл. 1).

Таблица 1. Распределение домохозяйств США по типам, по данным переписей 1940, 1960, 1980, 2000 и 2010 годов, %

1940 1960 1980 2000 2010
Семейные домохозяйства 90 85,1 73,7 68,1 66,4
Брачная пара с детьми 42,9 44,3 30,7 23,5 20,2
Брачная пара без детей 33,4 30,5 30,2 28,1 28,2
Одинокий родитель с детьми 4,3 4,1 7,2 9,2 9,6
Другие семьи 9,4 6,2 5,6 7,1 8,5
Несемейные домохозяйства 10 15,1 26,4 31,9 33,6
Проживающие одиноко 7,8 13,4 22,6 25,8 26,7
Другие несемейные домохозяйства 2,2 1,7 3,8 6,1 6,8

Источник: Linda A. Jacobsen, Mark Mather, and Genevieve Dupuis. Household Change in the United States // Population Bulletin 67, no. 1 (2012). P. 3

Последние 30 лет доля семейных домохозяйств сокращается. По данным переписи 2010 года, их доля снизилась до 66,4%, в том числе домохозяйств, включающих супругов – до 48,4%. Это объясняется уменьшением числа полных семей. Параллельно росло число одиноких людей и пар, живущих в гражданском браке, а также неполных семей.

В ближайшее десятилетие пенсионного возраста в США достигают многочисленные дети послевоенного бэби-бума. А значит, сокращение доли домохозяйств с супругами и детьми ускорится.

«Матриархат» и одиночество пенсионеров

Среди семейных домохозяйств без брачной пары преобладают домохозяйства с женщиной во главе. В начале 1950-х гг. доля таких семей составляла около 8%. К 2012 году она достигла почти 13%.

Несемейные домохозяйства также часто возглавляют женщины. Впрочем, в последние годы соотношение выравнивается. В 2011-2012 гг. доля несемейных домохозяйств во главе с мужчиной достигла почти 16% от общего числа домохозяйств. Женщины возглавляют 18% несемейных домохозяйств.

Рост доли несемейных домохозяйств связан с ростом числа одиноко живущих пожилых людей, в основном, женщин. Отдельное проживание распространилось с развитием систем пенсионного обеспечения и социальной поддержки.

Доля одиноко живущих женщин от 65 лет значительно возросла в 1960-1970-е годы – с 23% в 1960 году до 41% к 1980 году. Сейчас среди одиноко проживающих главы домохозяйств моложе 25 лет составляют лишь около 4%. А в возрасте от 65 лет – 35%.

Партнерства пытаются «конкурировать» с семьями

Число несемейных домохозяйств увеличивалось во многом за счет популярности гражданских браков. Их доля среди домохозяйств в 2010 году составила около 7% – всемеро больше, чем в 1970 году. И это еще несколько заниженная цифра в виду трудностей учета таких хозяйств.

Растет и число неофициальных браков, в которых партнеры воспитывают детей. В 2010 году в США, по данным переписи населения, 7 млн пар разного пола жили без регистрации брака. Причем 40% из них имели одного и более ребенка моложе 18 лет. Это почти столько же, сколько и супружеские пары.

Партнерства – удел молодых и менее образованных людей. В 60% гражданских браков женщина моложе 35 лет. Женщина в них чаще, чем среди супружеских пар, имеет афроамериканское или латиноамериканское происхождение. В гражданских браках уровень образования партнеров в среднем ниже, чем в официальных, и обычно ограничивается средней школой. «Несмотря на то, что экономический вклад в воспитание ребенка могут вносить оба партнера, такие союзы менее стабильны, чем браки, а дети в них подвержены более высокому риску бедности и других социальных лишений», – комментирует «Демоскоп Weekly ».

Однополых партнерств – менее 1% от домохозяйств, имеющих в составе пару. В 2010 году в США насчитывалось 594 тысячи однополых пар, причем у каждой пятой из них был, по крайней мере, один ребенок до 18 лет.

Домохозяйств с детьми все меньше

Доля семей с детьми до 18 лет в общем числе семейных домохозяйств снижается, отмечает «Демоскоп Weekly ». В 1950 году дети до 18 лет были в 52% семейных домохозяйств США. В 2012 году эта цифра упала до 43,5%. Это происходит за счет сокращения доли семей, состоящих из супружеской пары с детьми – с 51,8% в 1960 году до 29,4% в 2012 году. Доля неполных семей выросла до 14% в прошлом году (см. рис. 3).

Рисунок 3. Доля семей с детьми в возрасте до 18 лет, % от общего числа семей, США, 1950-2012 годы

В 1950 году почти 93% семей с детьми были полными семьями. 6,3% составляли неполные семьи – мать плюс ребенок. К 1980 году доля семей матерей-одиночек возросла до 17,5%. В 2012 году она достигла уже 25,3% семей с детьми моложе 18 лет (семей отцов-одиночек – 6,9%). Доля полных семей с детьми снизилась до 67,7% от всех семей с детьми моложе 18 лет.

Брак «стареет» и терпит поражение

Еще одно проявление «мутаций» брачного (а вместе с ним и репродуктивного) поведения американцев – откладывание вступления в брак. «Старение» брака или отказ от него, все большая распространенность разводов и партнерских союзов существенно изменили брачную структуру населения, подчеркивает журнал.

За последние 40 лет постоянно увеличивалась доля молодежи в возрасте 20-29 лет, никогда не состоявшей в браке. Доля никогда не женившихся среди мужчин 25-29 лет достигала в 1970 году лишь 19,6%, а среди женщин – 12,2%. А в 2009 году – 61,1% и 46,3% соответственно.

Сейчас доля «хронических» холостяков среди мужчин 30-34 лет превышает треть. Из их ровесниц никогда не были замужем более четверти.

Развод стал привычным для поколений, родившихся в США во второй половине ХХ века. Доля разведенных и разошедшихся (не оформивших расторжение брака) заметно превышает долю овдовевших во всех возрастных группах мужчин и женщин, кроме самой старшей (от 65 лет). Больше всего разведенных и разошедшихся – среди 50-54-летних мужчин (17%) и женщин (21%).

Тенденция откладывания брака набирает силу уже почти 40 лет – с середины 1970-х. Растет средний возраст брачного «дебюта» – вступления в первый брак (см. рис. 4). К 2012 году он достиг 28,6 года для мужчин и 26,6 года для женщин.

Рисунок 4. Медианный возраст вступления в первый брак, США, 1890-2012 годы

Чем образованнее женщина, тем стабильнее брак

Изменение брачного поведения тесно связано и с «растущей вовлеченностью женщин в образование и экономической активностью», – поясняет журнал.

Долгое обучение приводит к более позднему вступлению в брак. По данным Национального обследования формирования семей, в 2006-2010 годах только 37% женщин, имеющих степень бакалавра и выше, вышли замуж в возрасте до 25 лет, а среди женщин, имеющих среднее образование – 53%.

Однако браки более образованных женщин оказываются стабильнее, комментирует «Демоскоп». Среди женщин в возрасте 22-44 лет состояли в первом браке 58% женщин со степенью бакалавра и выше, и 40% женщин, окончивших лишь среднюю школу.

Рождаемость падает, доля рождений вне брака – 40%

Доля женщин, родивших 3 детей, в США постоянно сокращалась, а доля родивших одного ребенка и не родивших ни одного – напротив, возрастала. В результате у женщин 40-44 лет, родившихся в 1950-е годы и позже, значения этих трех показателей сблизились, составляя примерно по 19% (Mary Mederios Kent. U.S. Fertility in Decline )

В итоге суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста–от 15 до 49 лет) опустился до уровня простого воспроизводства (замещения поколений) – 2,1, а в связи с экономической рецессией – и до 1,9 в конце 2000-х годов.

Доля рождений вне брака выросла за полвека в 8 раз – с 5,3% в 1960 году до 41% в 2010 году. Лидируют по внебрачной рождаемости самые молодые матери: 86% родивших в 2011 году в возрасте 15-19 лет, 62% в возрасте 20-24 лет. Женщины до 30 лет и старше чаще рожают детей в браке (см. рис. 5).

Рисунок 5. Распределение родившихся по возрасту и брачному статусу матери, и доля родившихся вне брака, США, 2011 год, %

Источник: By Rachel M. Shattuck and Rose M. Kreider. Social and Economic Characteristics of Currently Unmarried Women With a Recent Birth: 2011. / American Community Survey Reports . IssuedMay 2013. ACS-21

Рождения вне брака распространены среди женщин с более низким уровнем образования. Среди женщин, имеющих, по меньшей мере, степень бакалавра и родивших ребенка в 2011 году, незамужних было лишь 8,8%. А среди матерей, не окончивших среднюю школу – 57%.

Внебрачная рождаемость напрямую связана с уровнем денежных доходов домохозяйств, уточняет «Демоскоп Weekly ». Среди женщин, родивших детей в 2011 году, доля незамужних выше всего была в группе домохозяйств с самым низким доходом (менее 10 тыс. долларов в год) – 69%, а ниже всего – 9% – в группе домохозяйств с годовым доходом в 200 тысяч долларов и выше.

С самого начала американская семья использовала те блага, которые появились в результате

резких изменений в этике семьи, охвативших Европу и колонии в середине XVIII столетия.

Хотя отеческая власть была все еще ядром «упорядоченной семьи», новая этика

«эмоционального индивидуализма» вела к идеалу более теплых и близких отношений между

мужем и женой и между родителями и детьми. Следуя «наплыву чувств», мужчину и

женщину поощряли вступать в брак на основе взаимной привязанности; брак расценивали как

«союз индивидов», а не как «союз двух генеалогий». Уменьшилось число случаев жестокого

обращения мужей со своими женами: снизилось количество избиений жен, а также мужей,

настаивавших на своих супружеских «правах». Родители стали менее жестоки к своим детям,

о чем можно судить по данным о снижении частоты телесного наказания детей4.

Американские женщины имели больше свободы, чем европейские. Без приданого,

связывавшего жену экономически с ее семьей и с правом сохранять владение своим

имуществом при вступлении в брак, они гораздо легче могли и выйти замуж, и вступить в

повторный брак. Таким образом, американская семья XVIII и начала XIX в. меньше походила

на миниатюрную монархию и больше на «небольшое содружество наций», в котором муж,

жена и дети «работали вместе как члены общего предприятия». Было гораздо меньше

дифференциации между

«его» и «ее» сферами: женщины и мужчины работали и дома, и вне его; женщины

производили многое из того, что необходимо для семьи; мужчины работали, следуя ритму

семейного, а не индустриального времени. Поскольку и женщины, и мужчины работали, оба

родителя принимали участие в воспитании детей. Историк Джон Демос пишет об «активном,

полном отцовстве, пронизывавшем всю ткань домашней и производственной жизни».

Фактически вначале XIXв. руководства по воспитанию детей писали отцы, а не матери, и

ребенка в основном воспитывал родитель соответствующего пола, следуя неофициальной, но

общепринятой модели разделения воспитания по половому признаку5.

Однако впервые десятилетия XIXв. этот мир изменился. К середине столетия разрыв между

работой и домом резко обозначился, и в действительности, и в идеологии стало утверждаться

разделение сфер. Семейную жизнь «вырвали из мира работы». Рабочее место и дом стали

четко обозначенными его и ее сферами.

В 1849 г. лорд Альфред Теннисон выразил это разделение сфер в поэме «Принцесса»:

Мужчина для поля, а женщина для очага. Мужчина для меча, а она для иглы. Мужчина с головой, а

женщина с сердцем. Мужчина командует, и женщина повинуется; Иначе наступит хаос.



Мужчины ощутили это разделение сфер в двух аспектах. Во-первых, из дома и с фермы место

зарабатывания денег переместилось на мельницу и фабрику, в магазин и офис. Мужчины

оказались подчинены другому ритму д:;я, продиктованному растущей специализацией

промышленнссти. Во-вторых, мужская доля работы в доме была постепенно индустриализи-

рована, и из нее были устранены такие задачи, как сбор топлива, обработка кожи и зерна,

поскольку они оказались перемещены во внешний мир. Это «освободило» мужчин, чтобы они

оставили свои дома и передали женам воспитание уже не только дочерей, но и сыновей.

При такой эмансипации мужчин популярная литература занималась возвеличиванием

положения женщин, которые на самом деле оказались заперты дома. Начиная с кафедры про-

поведника и заканчивая образцами высокого искусства, женскую работу переосмысляли не

как «работу» вообще, а скорее как миссию, возложенную Богом на женщину. Некоторые

виды домашней работы исчезли, как, например, прядение и ткачество, но большая часть

женской сферы оставалась незатронутой. Женщины продолжали готовить пищу и печь хлеб,

даже если их мужья больше не выращивали и не мололи зерно или не забивали скот на мясо.

Уборка и воспитание детей все сильнее маркировались как «женская работа». Хотя мужские и

женские сферы являлись симметричными и взаимодополняющими, они не были равны.

Кэтрин Бичер и Гарриет Бичер-Стоу писали в своей знаменитой книге «Дом американской

женщины» (1869):

«С брака начинается семья, и именно мужчина ею управляет, обладая физической властью и

требованиями ответственности главы семьи, а также согласно христианскому закону, по

которому, когда возникают разногласия, муж имеет право на окончательное решение, а жена

должна повиноваться»7.

Многие историки утверждают, что эта новая идеология на самом деле репрезентировала

историческое снижение статуса женщины. Историк Герда Лернер, например, указывает, что в

1830-х гг. было меньше женщин, владеющих магазинами, и деловых женщин, чем в 1780-х:

«Женщину исключили из новой демократии», - пишет она. Демократия означала геогра-

фическую мобильность, а также социальную и экономическую. Женщину же «заключили в

тюрьму», в «дом», в новую идеологию женской домашней жизни. Утверждение «маленькой

чудесной женской сферы» нуждалось видеологической поддержке со стороны рапсодической

поэзии и религиозных проповедей. Но мужское «освобождение» от дома частично оказалось

жаловались, что мужчины проводят слишком мало времени дома. «Отеческое пренебрежение

в настоящее время - один из самых обильных источников домашнего разлада», - писал

преподобный Джон Эббот в «Журнале для родителей» в 1842 г. Отец, «весь в спешке ради

своих деловых интересов, рано или поздно обнаруживает, что ему не хватает времени на

исполнение... своего родительского долга». В «Книге для отцов» (1834) Теодор Дуайт писал о

необходимости убедить мужчин вновь взять на себя свои домашние обязанности8.

Семья становится «приютом и убежищем от бессердечного мира», который великий

французский теоретик Алексис де Токвиль наблюдал во время путешествия по Соединенным

Штатам вначале 1830-х гг. «Лишенная своих производительных функций, семья теперь

специализируется на воспитании

детей и эмоциональном утешении, обеспечивая весьма необходимую святость в мире,

основанном на безличных принципах рынка», - пишет историк Кристофер Лэш9.

Конечно, идеология и реальность разделения сфер в середине XIX в. в Америке были в

значительной степени характерны для белого среднего класса, но именно эта идеология

пропагандировалась как норма и для всех остальных, как «американская» форма семьи.

Женщины рабочего класса и цветные женщины продолжали трудиться вне дома, в то время

как мужчины с готовностью делили с ними работу по дому и воспитанию детей, если не из-за

идеологических обязательств, то из экономической потребности. «Расцениваясь, скорее, как

работницы, чем как члены семейных групп, женщины из непривилегированных слоев

работали для обеспечения, поддержки, стабилизации и воспроизводства своих семей как в

публичной (производительной), так и в приватной (репродуктивной) сферах»"0.

Поскольку семья теперь была отнесена к области ответственности женщин, уменьшилась ее

значимость и ослабла степень интеграции в более широкие общности. Словно в качестве

компенсации за это изменение, символическая значимость семьи увеличилась. События,

которые раньше торжественно организовывались от случая к случаю, стали теперь рутиной

семейных праздников; праздники сообщества должны были стать домашними. «Семья» как

место идеализированной романтической тоски было изобретением XIX в., поскольку она

Джон Гиллис пишет:

«Когда мужчины работали дома, трапезы редко бывали приватными или даже регулярными.

Выходные выливались в общинные празднества и взаимное хождение по гостям, а не в

приватные семейные праздники с приготовленной для них домашней пищей. Неторопливые

часы обеда, проведение воскресного дня с семьей и воссоединение нуклеарной семьи по

большим праздникам, например во время Рождества, были изобретены лишь начиная с

середины XIX в.»11

Быстрая индустриализация американской экономики в десятилетия после гражданской войны

только укрепила эти тенденции. К 1890г. всего лишь около 1% замужних женщин работали

вне дома. Поскольку материнство все чаще рассматривалось как единственное «призвание»

женщины, важность отцовства преуменьшалась. «Муж и отец в семье среднего достатка,

проживающей в пригороде, - почти полностью вос-

названием «Отцы, время вернуться в семью!» с определенной регулярностью появлялись в

популярных журналах. «Бедного отца оставили за дверью, - делилась своими наблюдениями

член движения прогрессивных реформаторов Джейн Адаме в 1911 г. - Он не получает

особого признания. Было бы хорошо, если бы у отца был специальный день, когда бы он

получал это признание». (Эта благородная идея шестьдесят один год ждала момента своего

осуществления"2.)

Комментаторы на рубеже XIX и XX вв. также немало волновались из-за кризиса семьи. Число

разводов устойчиво росло начиная со времени возвращения солдат после гражданской войны

От семи тысяч в 1860 г. до пятидесяти шести тысяч в 1900 г. иста тысяч в 1914 г. В 1916 г. в

Сан-Франциско один из каждых четырех браков заканчивался разводом; в Лос-Анджелесе -

один из пяти, в более традиционном и католическом Чикаго - один из семи. В 1914 г.

исследование семейного положения женщин - дипломированных выпускниц колледжей

Барнард, Брин-Мор, Корнелл, Маунт-Холиок, Рэдклифф, Смит, Вассар, Уэлсли и Уэллс

показало, что менее 40% выпускниц вышли замуж. Из выпускниц Гарварда 1870-х гг. почти

треть женщин между сорока и пятьюдесятью годами оказались одинокими. «Через пятьдесят

лет брак исчезнет», - предсказывал уважаемый гарвардский психолог Джон Уотсон в начале

Кризис семьи был настолько животрепещущим вопросом, что президент Теодор Рузвельт в

1909 г. созвал первую конференцию Белого дома по вопросам детей. Рузвельт полагал, что

необходимо поощрять мужчин к более активному отцовству, а белые урожденные

американки, в свою очередь, нуждаются в поддержке, чтобы рожать больше детей, чтобы

белые люди не кончили, по его выражению, «расовым самоубийством». Он также полагал, что

бедность, особенно бедность овдовевших матерей, - главная проблема в жизни их детей и

помощь таким семьям является обязанностью правительства. Рузвельт считал необходимым

материально поддерживать матерей-одиночек, которые, по общему мнению, были способны

обеспечить достойный уход за своими детьми, если им добавить немножко денег14.

Разделение сфер обеспечило основу для фактически бесконечного кризиса семьи на

протяжении всего XX в. Попытки женщин выйти за пределы дома, чтобы поступить в

институт,

прийти на рынок труда, вступить в профсоюзы, получить профессиональное образование,

встретили существенное сопротивление, а мужское желание вернуться домой, в семью, падало

вплотьдо 1940-х гг. Вторая мировая война прервала этот процесс, поскольку женщины снова в

огромном количестве оказались на рынке труда. Но послевоенный экономический бум,

питавшийся огромными правительственными расходами на строительство дорог, школ, а

также законодательством, направленным на поддержку ветеранов войны, сделал нуклеарную

семью, проживающую в своем доме в пригороде, жизненной реальностью для все

возрастающего числа американских семей. Все это стабилизировало данную форму семьи, на

самом деле искусственную и чреватую проблемами: нуклеарную семью Джун и Уорда

Кливеров с их детьми Уолли и Бивером*15.

Огромные государственные инвестиции в поддержку идеальной модели семьи, состоящей из

мужа-кормильца, матери-домохозяйки и их детей, сопровождались резким повышением числа

браков и столь же резким снижением возраста заключения первого брака. В то время как

сегодняшние показатели в этой области соответствуют показателям остальной части XX в.,

эра 1945-1960гг. резко выделяется, так как «молодые мужчины и женщины... в качестве

реакции на трудности и разлуки, связанные с депрессией и войной... вступали в брак необыч-

но рано». В 1867 г. в США было заключено 9,6 браков на 1000 человек; столетие спустя - 9,7

браков. А вот в 1946г. это число достигло своего абсолютного максимума - 14,2. При таком

высоком показателе брачности, высокой фертильнос-ти и стабильно низких показателях

разводов семья 1950-х гг. превратилась в образец, который многие продолжают расценивать

как идеал. На самом деле такая модель семьи оказалась «результатом взаимодействия

необычного радч исторических, демографических и экономических обстоятельств, к которым

вряд ли можно возвратиться снова», - таков итог двух ведущих специалистов по истории

Но сформировавшуюся новую модель семьи объявили естественной, т.е. и биологически

неизбежной, и нравственно соответствующей общественному прогрессу. Попытки укрепить

эту модель превратились в постоянное назойливое жужжание в ушах нации. «Требование

укреплять традиционные нормы казалось почти неистовым, - пишет историк Уильям Чейф,

Речь идет о персонажах популярного фильма «Предоставьте это Биверу!» (режиссер Энди Кэдифф, 1997 г.). -

Прим. ред.

как если бы в действительности происходило что-то совершенно другое». В академической

сфере ученые структурно-функ-ционалистской школы в социальных науках также обеспечили

легитимность этой модели, утверждая, что изолированная нук-леарная семья среднего класса,

с разделением сфер, обслуживает потребности и детей, и общества. Такая система семьи

требует присутствия и экспрессивных (женских), и инструментальных (мужских)

компонентов, писал Толкотт Парсонс, и этого возможно достигнуть только в семье, где мать-

домохозяйка сохраняет домашнюю сферу для мужа-кормильца, работающего вне дома. В

1955 г. другой социолог описал этот домашний рай следующим образом:

«Отец помогает матери помыть посуду. Он накрывает на стол. Он разводит молочную смесь

для ребенка. Мать может дополнить доход семьи, где-нибудь подрабатывая. Однако именно

американский мужчина по определению должен „обеспечить" свое семейство. Он

ответственен за свою жену и детей. Его главная сфера самореализации - профессиональная

роль, от которой непосредственно зависит его статус; и его главнейшая функция в семье

заключается в обеспечении „дохода", в том, чтобы быть „кормильцем". Что-то не в порядке с

американским взрослым мужчиной, который не имеет работы".

Американские женщины, с другой стороны, имеют тенденцию работать до замужества и

прекращать это делать, когда приходит „их день"; или продолжают выполнять работу более

низкого статуса, чем у их мужей. Мать играет центральную роль в эмоциональной поддержке

ребенка в американской семье среднего класса и намного больше посвящает себя этому, чем в

большинстве других обществ... Культ „материнской теплоты" противостоит культу

„способного", „компетентного", „предприимчивого" мужчины. Более экспрессивный тип

мужчины, фактически, будет расценен как „женоподобный" (слишком много жира у него на

ляжках)»17.

Целое поколение мужчин среднего класса пробовало соответствовать типажу кормильца

семьи, проживающей в пригороде. Они стали коллективным персонажем, объектом бесчис-

ленной сатиры, «мужчинами в серых фланелевых костюмах», которые каждое утро мчатся на

своих автомобилях последней модели к пригородному вокзалу, чтобы успеть на один поезд

вместе с другим мужчиной, соседом по улице. И поколение их жен готовило и убирало,

чистило и мыло, стирало и гладило, и все ради того, чтобы соответствовать постоянно

возрастающим стандартам чистоты.

Для многих родителей и детей из поколения демографического взрыва эта форма семьи

оказалась удачной. Пригородная жизнь была безопаснее и проще, чем в переполненных

городах, из которых в 1950-е гг. сбежали многие семьи. Жизнь в такой семье создала

мужчинам послевоенных поколений безопасный якорь во все более и более опасном

корпоративном мире. Домашняя жизнь сосредоточилась на времяпрепровождении с детьми и

множестве хобби на досуге, от пешего туризма и кемпинга, концертов и театра до парусного

спорта и увлечения фотографией. Американцы среднего класса предпочитали семейные

отпуска, въезжая все вместе в рассчитанные на семью номера отелей, покупая «семейные

упаковки» готовой пищи - если только не занимались кулинарией, следуя французским

гурманам. Они вместе ходили в местную библиотеку или кинотеатр. Некоторые мужья

обожали своих жен-компаньонов и строили вместе с ними свою, более устойчивую, удобную,

дето центристскую и товарищескую семью, чем могли вообразить себе их родители (развод

был последним средством решения проблем). Вот какие нежные строки посвятил поэт

Арчибальд Маклейш своей жене, которой он благодарен за свое семейное счастье:

Все, что становится женщиной Слова ли, пути ли - все прекрасно Сладкий долг любви Чисто

выметенная комната

И в заключение:

Величайшее и изобильнейшее мое богатство -

Вся моя жизнь -

Вот ее дар мне

Все, что она смогла мне дать.

Безусловно, представление поэта о домашнем счастье опиралось на неоспоримое для него

обязательство разделения сфер и мужского первенства (она дает ему его жизнь, но он не дает

ей ее жизни). Хотелось бы послушать его жену. Тем не менее, «эти идеи и образы, подобно

религиозному языку и воображению, все еще имеют сложную власть над нами, - написал

мне недавно мой друг, пославший мне поэму Маклейша как напоминание о той эре. - Когда

мы читаем про переход Романтической страсти в домашний мир любви и спокойствия, Даже у

наиболее циничных и свободных из нас перехватывает Дыхание, и мы задаемся вопросом, не

было ли здесь потеряно

нечто незаменимое». Если современные защитники семейных ценностей испытывают

чрезмерную ностальгию по этой романтизированной форме семейства, то часто и их критики

в равной степени проявляют односторонний подход18.

Видимость домашнего счастья только частично скрывает увеличивающееся беспокойство и со

стороны мужей, и со стороны жен (не говоря о детях, которые дадут много творческих [и не

только творческих] выходов своему недовольству в 1960-е гг.). Многие женщины и мужчины

чувствовали себя расстроенными и несчастными в этой предположительно «естественной»

форме семьи. Некоторым отцам казалось, что они отчуждены от своих семей и особенно от

детей. Хотя они видели Уорда Кливера, Джима Андерсона и других «преданных папаш» в те-

левизионных комедиях, большинство американских мужчин среднего класса были лучшими

отцами в теории, чем на практике, они больше говорили о необходимости проводить время с

детьми, чем на самом деле это делали. Положение профессиональной домашней хозяйки и

матери было «чем-то новым и исторически беспрецедентным», и жены, следуя требованиям

«бессмысленной тирании безупречных рубашек и сверкающих чистотой полов», сдерживали

растущее негодование на мир, обходящий их стороной. В своем обзоре американской куль-

туры «Америка как цивилизация» (1957) историк Макс Лер-нер писал о «суровом испытании»

для современной женщины, утверждая, что «несчастная жена стала характерным типом

культуры»19.

Такое несчастное положение питало все более и более политизированный гнев женщин. В

1963 г. вызов феминистки Бетти Фридан в «Женской тайне» прозвучал подобно набату над

всеми тщательно вылизанными пригородными лужайками и двориками университетских

кампусов. Называя пригородный дом «комфортабельным концлагерем», она объявила, что

реальная жизнь лежит за пределами сковородников и раздражения кожи от пеленок. Битники,

плейбои и юные преступники возникли как три альтернативы образу кормильца из пригорода.

И конечно, популярная музыка той эпохи подвергала насмешкам «уважаемых» мужчин и их

жен, тоннами глотающих «маленьких маминых помощников» (mother"s little helper)*20.

* Имеются в виду транквилизаторы, по названию одной из композиций группы «Роллинг Стоунз»,

посвященной этой же теме. - Прим. ред.

Фактически, как только эта «традиционная» семья была полностью упрочена и признана, она

начала давать трещины под огромным весом, который был на нее возложен. Семья, как

предполагалось, являлась единственным источником комфорта и удовольствия во все более

холодном бюрократическом мире; брачный союз был единственным, самым важным

бастионом близости и дружбы, на которые только способен человек. Лишившись более

«традиционной» поддержки со стороны сетей локального сообщества, гражданского участия и

уз расширенного родства, семья должна была в одиночестве удовлетворять все

психологические и эмоциональные потребности.

И это было слишком тяжело: «традиционная» семья была анахронизмом с момента своего

возникновения. В 1960-е гг. меньше половины (43%) американских семей соответствовали

традиционной модели семьи с одним кормильцем; одну четверть (23%) составляли семьи с

двумя кормильцами. Все же почти девять из десяти (88%) белых детей до восемнадцати лет

жили с обоими родителями, 9% с одним родителем и 3% - без родителей. Среди

афроамериканских семей две трети (67%) жили с обоими родителями, и одна пятая - только

с матерью.

Семья 1970-х и начала 1980-х гг. была фактически более устойчивой и одновременно более

гибкой именно из-за растущего разнообразия форм семьи. В начале 1970-х гг. Теодор Кап-лоу

и команда социологов возвратились в Мидлтаун (Мунси, штат Индиана) спустя пятьдесят лет

после знаменитого исторического исследования провинциальной.Америки, проведенного

Робертом и Хелен Линд. Социологи пришли к выводу, что семья находится влучшей форме по

сравнению с 1920-ми гг. Объяснялось это экономически и социально улучшенными

условиями, а также улучшенными оплатой, досугом, жильем. Родители проводили больше

времени с детьми, чем полстолетия тому назад. Более гибкие тендерные роли, расширение

возможностей для женщин и выросший уровень знаний о контроле над рождаемостью и

сексуальности также заметно улучшили супружеские отношения21.

Но с начала 1980-х гг. семья действительно стала испытывать неприятности, частично из-за

резкого уменьшения социальных услуг. Снижение и замораживание заработной платы, осо-

бенно для мужчин, сокращение досуга и общественного финансирования жилья, большая

необходимость занятости обоих родителей и возвращение прежних ограничений контроля над

рождаемостью и абортов - все это вело к резкому снижению качества жизни семьи. Многие

из проблем семьи были на самом деле вызваны экономическим спадом. В 1970 г. 15% всех

детей до восемнадцати лет жили в семьях, подпадавших под определение «бедных»; сегодня

же это число достигает одной четвертой22.

В семьях среднего класса уменьшение времени досуга и выросшие профессиональные

папа» семьи 1950-х гг. превратился в «вымирающий вид». Более 10% мужчин с детьми до

шести лет работают более шестидесяти часов в неделю, а 25% - между 50 и 60 часами.

(Менее 8% женщин с детьми этого возраста имеют такой же режим работы.) Всегда гибкая и

отзывчивая к продолжающемуся размыванию своих основ, американская семья ответила

рядом изменений и модификаций, а также появлением кучи пророков и ученых мужей,

прокламирующих ложные решения23.

Начиная с 1960-х гг. возраст вступления в первый брак устойчиво полз вверх, увеличиваясь на

три года и для женщин (двадцать четыре года), и для мужчин (двадцать шесть лет).

Количество детей в семье устойчиво снижалось, поскольку женатые пары задерживали

рождение ребенка из-за получения обоими супругами высшего образования и реализации их

профессиональных интересов. Сегодня только половина американских детей живут

внуклеарных семьях с обоими родителями. Одна пятая живет с отчимами или мачехами и

одна четвертая - в семье с единственным родителем. Число родителей-одиночек

увеличивается приблизительно на 6% в год. Если в 1970 г. родители-од и ночки составляли

лишь 13% всех семей, то к 1991 г. они составляли уже более четверти (29%) всех семей и 23%

всех семей, в которых детям восемнадцать лет или меньше. Отцы в настоящее время

возглавляют 14% таких семей. Эти показатели являются наиболее высокими среди

индустриальных наций24.

Число людей, не вступающих в брак до тридцати лет, увеличилось с 11% для женщин и 19%

для мужчин в 1970 г. до 31% женщин и 45% мужчин. Доля женщин в возрасте от двадцати

пяти до сорока четырех лет, которые никогда не были замужем, в 1950 г. составляла 9% среди

цветных женщин и 10% среди белых; к 1979 г. эти показатели составляли уже 23% для

цветных женщин и 10% среди белых женщин. Сожительство становится все более обычным, и

не просто как явление среди студентов

колледжа и молодых людей. (Фактически большинство таких пар никогда не учились в

колледже и представляют наименее образованный сектор общества; сожительство заменяет

ранний брак для бедных и представителей рабочего класса.) 40% всех сожительствующих

семей имеют детей25.

В тоже самое время показатели разводов взлетели вверх. В 1860 г. на

однутысячузамужнихженщин было приблизительно два развода, приблизительно четыре

развода в 1900г. и более двадцати на сегодняшний день. Почти половина всех браков,

заключенных в 1980 и 1990 гг., закончится разводом. Эти показатели развода в Америке -

наиболее высокие в индустриальном мире. Большинство разводов происходит лишь через

несколько лет брака. Можно сказать, что семья все меньше служит «приютом в бессердечном

мире» ностальгического сентиментализма и больше похожа на «амортизатор»

противоречивых воздействий из внешнего мира. «Традиционная» семья - отец-кормилец и

мать-домохозяйка - остается нормой приблизительно в одной семье из десяти, в то время как

модель двойного кормильца и другие формы семьи (включая семьи родителей-одиночек, а

также семьи геев и лесбиянок) составляют приблизительно 40%26.

Недавняя статья в «Ньюсуик» утверждает, что «американской семьи как таковой не

разнообразных стилей и форм... Есть семьи, в которых отец работает, а мать ведет хозяйство;

есть, где работают оба - мать истец; есть родители-одиночки; вторые браки и бездетные

пары; а также не состоящие в браке пары с детьми и без детей; семьи геев и лесбиянок с

детьми». Такое разнообразие семей хорошо проиллюстрировано одной извесгяой

современной политической фигурой: белый мальчик среднего класса, рожденный на Юге в

неполной семье, воспитанный матерью-одиночкой, который затем, когда вырос, развелся со

своей первой женой, никогда не платил алименты или пособие на ребенка, не поддерживает

никакого контакта со своими детьми и имеет сестру лесбиянку, которая недавно завела свою

собственную семью. Кто бы мог принадлежать к такой разнообразной семье? Это - Ньют

Гингрич, до недавнего времени спикер Палаты представителей, так много радевший о

семейных ценностях27.

По мере того как меняются семьи, меняются и наши представления о них. Социолог семьи Скотт

Колтрейн пишет, что «поддержка разделения сфер жизни и автоматического

господства мужчин резко снизилась за прошедшие несколько десятилетий, хотя существенное

меньшинство американцев все еще цепляется за так называемые традиционные взгляды».

Рассмотрим один или два примера. В середине 1970-х гг. один мужчина сказал в интервью

социологу Лилиан Рубин, что, «[если} мужчина с женой и детьми нуждается в работе, никакая

женщина не должна иметь права отнять у него эту работу». Немногие мужчины сегодня

выразили бы такое ощущение права на рабочие места как «свою» собственность. В 1977г. две

трети американцев согласились с утверждением, что «намного лучше для всех членов семьи,

если мужчина добивается успеха вне дома, а женщина заботится о доме и семье». Двадцать

лет спустя с этим утверждением согласились меньше двух из пяти человек (38%) и менее 30%

людей «поколения демографического взрыва». В 1977 г. более половины американцев

утверждали, что «для жены важнее помочь карьере ее мужа, чем самой делать карьеру». К

1985 г. немногим более трети (36%) согласились с этим, а к 1991 г. число согласных составило

лишь 29%. Сегодня оно приближается к одной

четверти.

Такое отношение ощущается во всем мире. В недавнем международном опросе Института

Гэллапа менее половины людей согласились с тем, что «традиционная» семейная модель

«кормилец-домохозяйка» была бы желательна: в Соединенных Штатах - 48%, в Чили 49%,

во Франции 46% и в Японии 46%. Только в одной стране, Венгрии, эту структуру семьи

поддержало большинство - 66%, вто время как в нескольких странах число таковых

достигло лишь трети, включая Испанию (27%), Индию (28%), Германию (28%) и Тайвань

«Традиционная» семья как нормативный идеал не была действительностью для всех

американских семей даже тогда, когда этот идеал был изобретен. И сегодня тем более. Этот

идеал представляет собой последний оплот традиционных тендерных отношений -

тендерных различий, созданных тендерным неравенством, которым сегодня бросают вызов во

всех видимых сферах жизни. Семьи - гендерно сформированные институты; они

воспроизводят тендерные различия и тендерные неравенства среди взрослых и детей. Семьи

дают тендерное воспитание детям и напоминают родителям, что они должны вести себя

соответственно своему тендеру. Неудивительно поэтому, что каждый специфический аспект

семейной жизни - брак, воспитание детей, работа по дому, развод - выражает различие и

тендерное неравенство.

Валерия Протасова


Время на чтение: 8 минут

А А

Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков — из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи разных стран?

Психология семьи в Азии – традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья — это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети — главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Азиаты…

  • Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
  • Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак — это навсегда.
  • Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом — редкость.
  • Рано создают семьи.
  • Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов

  • Узбеки

Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

  • Туркмены

Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей — абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

  • Таджики

Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления — такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика — семья. Обычно большая — от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

  • Грузины

Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

  • Армяне

Народ, преданный своим традициям. Армянская семья — это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

  • Японцы

В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно — глава семьи, а его супруга — тень главы семьи. Ее задача — заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка — добродетельна, смиренна и покорна. Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги — да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.

  • Китайцы

Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался — родить сына, дождаться внука и т.д. Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына — уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке – настоящие семейные ценности в США

Заокеанские семьи — это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.

Что известно о семейных ценностях американцев?

  • Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
  • Брачный контракт — это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.
  • Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку — она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что в США «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи.
  • Семья в США — не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности.
  • Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог — это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
  • Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий — на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).
  • Вещи, авто, жилье — все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
  • О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке — редкость.
  • По количеству разводов Америка сегодня лидирует — значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в американском обществе.
  • Права ребенка — почти как у взрослого. Сегодня ребенок в США редко вспоминает про уважение к старшим, в его воспитании главенствует вседозволенность, а публичная оплеуха чаду может довести до суда (ювенальная юстиция). Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.

Современная семья в Европе – уникальное сочетание разных культур

Европа — это множество самых различных культур, каждая — со своими традициями.

  • Великобритания

Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане — финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок — явление довольно частое. Одна из обязательных традиций — семейные обеды и чаепития.

  • Германия

Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье — везде должен быть порядок, и все должно быть идеально — от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить — а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе — то и о детях. Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в немецком доме не увидите — везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, как в России — им просто нанимают няню.

  • Норвегия

Норвежские пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке — многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы — как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Как и в Германии, ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются. Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять — решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков — они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно — каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

  • Россияне

В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно — традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина — глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

  • Финские семьи

Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина — основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки — весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак — около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин — на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

  • Французы

Семьи Франции — это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом — все больше. Семья для французов сегодня — это пара и ребенок, остальное — формальности. Глава семьи — отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.

  • Шведы

Современная шведская семья — это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья — это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках — раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя. Шлепать и ругать детей в Норвегии запрещено. Каждый кроха может «звякнуть» в полицию и пожаловаться на своих родителей-агрессоров, после чего родители рискуют лишиться своего чада (его просто отдадут в другую семью). Вмешиваться в жизнь ребенка папа с мамой права не имеют. Комната малыша — его территория. И даже если ребенок категорически отказывается наводить там порядок — это его личное право.

Особенности семей в странах Африки – яркий колорит и древние обычаи

Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

  • Египет

Здесь по-прежнему относятся к женщине, как к бесплатному приложению. Египетское общество — исключительно мужское, а женщина — это «существо из соблазнов и пороков». К тому, что мужчину нужно ублажать, девочку учат сразу с пеленок. Семья в Египте — это муж, жена, дети и все родственники по линии мужа, крепкие связи, общие интересы. Независимость детей не признается.

Это не моя семья и даже не мои знакомые. Статья взята из интернета. Хочу только заметить, что у родителей специальности довольно дорогие, так что на мой взгляд, эта семья живет выше средней.

Брайан и Мэйри МакМанус с тремя детьми живут в городе Сиракузы, в штате Нью Йорк. Брайан работает инженером-механиком (mechanical engineer), а его жена Мэйри работает медицинским асистентом хирурга (physician assistant, это такая специальность на ступеньку ниже чем врач, что-то вроде фельдшера или продвинутой медсестры).

Брайан ведет подробный бюджет своей семьи, в котором более 40 отдельных категорий расходов. «Каждое утро я прихожу на работу, и проверяю банковские счета и кредитных карточки, и записывают последние траты в таблицу», объясняет Брайан МакМанус. «Я стараюсь делать это каждый день — и это занимает, может быть, три минуты.»

В 2014 году они заработали чистыми (после уплаты налогов) в среднем $14735 в месяц. Конечно, кто-то может возразить что их доход выше среднего. Например, согласно статистике, средний доход семьи с детьми составляет около $7500 в месяц после налогов. Однако, этот средний доход включает в себя очень разные семьи — и семьи, в которых один супруг не работает, и те, которые живут в других местах страны с более низкой стоимостью жизни, и те, в которых супруги не имеют образования.

Поэтому, доход семьи МакМанус, хотя и выше среднего, но тем не менее довольно типичный для семей подобных им — два работающих супруга живущих в штате Нью Йорк, с нормальным профессиональным образованием, и востребованными специальностями. Средний доход physician assistant в 2012 году был около 90 тысяч в год, и средний доход инженера-механика в 2012 году был около 80 тысяч в год. Налоговая ставка для людей в их ситуации (дом, ипотека, 3 ребенка) состявляет около 18% (включая федеральный налог, налог штата Нью Йорк, и социальные налоги).

В таблице ниже, приведены из ежемесячные расходы в 2014 году.

Доход (после налогов) $14,735.00
Ра​сходы :
Ипотека $1,510.49 долг около 320 тысяч под 4%
Детский сад/школа $2,076.92 похоже что старшая дочка ходит в частную школу, а двое младших в детский сад
Студенческий займ (федеральный) $171.77 три разных займа, изначально было 54 тысячи долгов, осталось 14 тысяч
Студенческий займ (частный) $222.57
Студенческий займ (частный) $119.94
Страхование жизни $43.84
Продукты питания для дома $1,130.69
Еда вне дома $122.98
Бензин $311.21
Телефоны $112.90
Электричество $217.44 отопление в доме электрическое
Кабельное ТВ/Интернет $75.78
Спортзал $86.87
Автомобиль Брайана $394.01 кредит на автомобиль
Автомобиль Мэйри $364.79 кредит на автомобиль
Страхование автомобилей $124.89
Развлечения $575.79
Домашние расходы $377.22 уборка дома, садовник, и тд.
Лекарства $29.65
Медицинские/зубоврачебные расходы $406.92
Мебель для дома $239.22
Ремонт/улучшение дома $482.23
Одежда $160.87
Расходы на Социальные Сбережения:
Пенсионный накопительный счет 401К Мэйри $1,016.67
Пенсионный накопительный счет 401К Брайана $1,484.74
Образовательный накопительный счет 529 первого ребенка $114.58
Образовательный накопительный счет 529 второго ребенка $114.58
Образовательный накопительный счет 529 третьего ребенка $116.67
Сберегательный счет первого ребенка $41.67
Сберегательный счет второго ребенка $41.67
Сберегательный счет третьего ребенка $-
Другие сбережения:
На ремонт машин $120.00
На праздники $400.00
На непредвиденный случай $-
На ремонт дома $572.43
На выплату налога на недвижимость/страховку $829.25
На отпуск $370.00
Всего расходы: $9,358.99
Всего социальные сбережения: $2,930.58
Всего другие сбережения: $2,291.68

В 2005 году (еще до их свадьбы) Мэйри купила за $207 тысяч дом, в котором они жили до 2013 года. Дом был с 4 спальными комнатами, 3 сан. узлами, столовой комнатой, гостинной, стиральной комнатой, и общей площадью около 240 кв. м. (плюс подвал 500 кв. м и гараж на две машины).

В 2013 году, незадолго до рождения третьего ребенка, семья решила что им нужен более просторный дом. Они купили участок земли размером в 1 акр (40 соток) за $62 тысячи и построили себе вот такой дом в пригороде, потратив около $360 тысяч на строительство.

Деньги на строительство дома были взяты в ипотеку. Новый дом немного более просторный, 300 кв. метров жилой площади, 4 спальни, 2 с половиной сан узла, подвал, гараж на 2 машины. Налоги на недвижимость за этот дом составляют около 12 тысяч в год.

Арина, я с тобой полностью согласна! Сама не собираюсь рожать больше детей, и это заявления вызывает весьма многозначительные взгляды со стороны знакомых, особенно тех, у кого больше, чем один ребенок.

Тем не менее, все газеты и журналы пестрят статьями о том, как трудно и дорого растить ребенка в современном мире. Читала послений номер Working Mother про родителей, которые работают в разные смены? Это же ужас какой-то - мало того, что у ребенка вся жизнь кувырком, так еще и друг друга не видеть месяцами!

Да что газеты! Стоит оглянуться вокруг - у меня на работе сколько таких мам, которые похожи на черта, пытаясь сбалансировать карьеру, нескольких детей, мужа, хозяйство... Спасибо, мне такого не надо.

Про колледж - трудный вопрос. Из всех моих знакомых американцев только одной девушке родители оплатили образование, остальные либо работали и платили, либо брали студенческие заемы. Кстати, ничего страшного я в этом не вижу. Я считаю, что самое главное - дать ребенку прочную МОРАЛЬНУЮ базу, чтобы у него было стремление учиться в хорошем университете. А как это сделать - проблема решаемая многими способами. 31.07.2001 20:39:59, Elle

1 0 -1 0

01.08.2001 04:57:19, irina

1 0 -1 0

Ya kogda ychilas", a ychilas" ya v principe v odnom iz dorogih yniversitetov, Ochen" mnogim rebyatam nezavisimo ot finansovogo polojeniya davali Honors scholorship - esli GPA byl vishe 3.75. Eto byla ne malenkaya summa - 95% ot tuition.
Sushestvyet ochen" mnogo vsevozmojnyh scholarships ne universitetskih a ot raznyh organizacii. Coca -Cola naprimer freshmanam davala okolo $1000, potom byli vsyakiye minority scholarships tipa "Scholarship for American Indians", "Scholarships for women", "Scholarship for single mothers"

Byli daje takiye rediculous scholarships kak "Scholarship for Natural Redheads"

Ko vsemu etomu obichno davalsya FEDeral and State Student Aid esli semeinyi dohod byl malenkii.
I konechno je prakticheski vse "nebogatye" studenty rabotali.

01.08.2001 16:18:43, Larisa

1 0 -1 0

Pro universitety: dorogie oplachivayut roditeli, na deshevye zarabatyvayut sami. Po krainei mere u menya takoe vpechatlenie slozhilos".
Delo v tom chto studencheskie zaimy na undergraduate ne prevyshayut neskol"kih desyatkov tysyach tak kak professii (i zarplaty v blizhaishem budushem) oni ne dayut, a dlya oplaty dorogogo universiteta etogo ne hvatit, dazhe esli podrabatyvat". 01.08.2001 04:56:37, irina