Сквош — спортивная экзотика. Что такое сквош и чем он интересен? Игра для ракетки в закрытом помещении

Сквош

Ракетка и мяч для игры в сквош

Игроки в стеклянном корте для игры в сквош

Сквош - игровой ракеточный вид спорта в закрытом помещении. Название игры (от англ. Squash ) связано с использованием в ней относительно мягкого полого мяча диаметром около 40 мм , а её прародителем считается игра в ракетки (rackets или racquets - американский вариант названия), в которой, в отличие от сквоша, используется достаточно жёсткий мяч. Игра (одиночная - два игрока ; или парная - четыре), ведется специальными ракетками на окруженном с четырёх сторон стенами корте.

История игры

Первоначально игра называлась сквош-ракетки - из-за мягкого, сминаемого (по-английски squashable) мяча, в отличие от твердого мяча, используемого при игре в теннис. Сквош развился из пяти различных игр, где применялись ракетки, перчатки и мячи. Его корни уходят к началу XVI века. Еще во Франции эпохи Возрождения дети развлекались, отбивая ракеткой мяч от стен в узких переулках. В похожую игру играли в религиозных учреждениях, например, во французских монастырях. Монахи использовали ребристые перчатки, чтобы ударять мячи о рыболовную сеть, натянутую поперек двора монастыря. Так появились первые ракетки, используемые в сквоше и в теннисе. Затем, почти столетие спустя, сквош распространился и в другие страны Европы. Следующей стадией развития сквоша было его появление в Англии, в долговой тюрьме Флит Призон. Как и для тенниса, для сквоша необходимы ракетки и мячи, но вместо того, чтобы перебрасывать мяч через сетку, как в теннисе, игроки ударяли по жесткому мячу, который отскакивал от стен. Такие игры становились все более популярны в различных учебных заведениях, особенно в английской школе Харроу . Первые корты, построенные в этой школе, были очень опасными, так как находились рядом с водостоком, колоннами, дымоходами и перилами. Однако скоро были построены четыре корта во дворе. Мячи делали из резины. Чтобы на небольшой территории было легче разместиться, ученики укорачивали рукоятки ракеток. К началу XX века игра сквош стала популярной в различных школах, клубах и даже на частных кортах, но размеры кортов установлены не были. А в 1907 г. Ассоциация Tennis, Rackets & Fives собрала заседание комитета, посвященное установке стандартов сквоша. Так из трех видов спорта возник один, под названием «сквош». Лишь в 1923 г. Королевский клуб автомобилистов снова собрался для обсуждения правил, и еще 5 лет спустя была создана Ассоциация сквоша, которая отвечала за стандарты сквоша в Великобритании. Игра получила распространение в Америке и Канаде, а затем и во всем мире. В 1930-е королем кортов был Ф. Д. Амр Бей из Египта. В 1980-е - 1990-е рекорд установили два пакистанских игрока: Джахангир Хан десять раз подряд выиграл открытый чемпионат Великобритании, а Джаншер Хан восемь раз подряд стал первым на чемпионате мира.

Корт

"Международный" размер корта был утвержден в 1920-х годах: 32 фута (9750 мм) в длину и 21 фут (6400 мм) в ширину. По фронтальной стене проходит линия верхнего "аута’ (out line) на высоте 15 футов (4570 мм) от пола, соединенная наклонными линиями аута по обеим боковым стенам c линией аута на задней стене, прочерченной на высоте 7 футов (2130 мм). На фронтальной стене так же проведена линия "подачи" на высоте 6 футов (1830 мм) и так называемый "тин’ (tin) или "нижний аут" (эквивалент сетки) высотой 17 дюймов (430 мм), окруженный "бортиком" высотой 2 дюйма (50 мм). Традиционный "Американский" корт для версии игры, распространенной в США (сейчас называемой "hardball squash"), имеет подобные размеры, но шире - 6640 мм. Разметка на полу и стенах отличается незначительно от "международного" варианта корта, а "нижний аут" и имеет высоту 15 дюймов (380 мм). Однако, на сегодняшний день "hardball squash" практически вымер и вытеснен стандартной версией сквоша.

Снаряжение для игры

Форма "стандартных" ракеток для игры в сквош определяется международными правилами. Традиционно их изготавливали из слоеной древесины (обычно дуба) с небольшой областью, затянутой натуральными струнами. После изменений в правилах в середине 1980-х ракетки почти всегда изготавливаются из композитных материалов или металлов (графит, кевлар, титан) с синтетическими струнами. Максимальные размеры современных ракеток 686 мм в длину и 215 мм в ширину с максимальной площадью головки 500 кв.см. Максимально разрешенный вес 255 граммов, но обычно ракетка весит от 110 до 200 граммов. Мячи для сквоша изготавливаются из двух кусочков резины, склеенных вместе и образующих сферу, отшлифованных до образования матово-ровной поверхности. Существуют виды мячей для различных температур и атмосферных условий, а также стандартов игры: более опытные игроки используют "медленные" мячи, которые меньше по размеру и имеют меньший отскок (эти "медленные" мячи склонны "умирать" в углах корта, что делает сложнее выполнение ответного удара). В связи с особым составом резины, мяч для сквоша приобретает большую прыгучесть при его разогреве. Игроки разогревают мяч выполняя серию ударов об стену перед игрой. В течение игры мяч разогревается ещё больше - игра усложняется и ускоряется.

Маленькие цветные точки обозначают степень прыгучести мяча и, следовательно, стандарт игры, для которой он подходит. Официально известны следующие цвета, определяющие скорость мячей (то есть степень их прыгучести):

Две желтых точки - сверхмедленный (очень слабый отскок); Одна желтая точка - очень медленный (слабый отскок); Зеленая или Белая - медленный (средний отскок); Красная - средний (сильный отскок); Синяя - быстрый (очень сильный отскок).

По такому стандарту производятся мячи компаниями Dunlop , Prince , Pointfore, Wilson . Мяч с двумя желтыми точками, появившийся в 2000 году, на сегодняшний день официально используется на всех соревнованиях, заменив мяч с одной желтой точкой. Есть ещё высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге. На высокогорьях Северной Америки используется мяч с зеленой точкой производства фирмы Dunlop. Прочие виды мячей:
Dunlop "Max Blue" (предназначен для новичков) на 12 % больше и на 40 % дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть;
Dunlop "Max Progress" (красный) (для игроков, работающих над техникой) на 6 % больше и на 20 % дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть.

В связи со стремительным характером игры, игроки носят удобную спортивную одежду и устойчивую спортивную обувь для закрытых помещений (non-marking). На соревнования мужчины обычно одеты в футболку или рубашку поло. Женщины надевают юбку, футболку, топ или спортивное платье. Повязки на голове или запястье служат для удаления пота, особенно полезны они во влажном климате. Правилами рекомендуется защищать глаза очками из поликарбоната из-за возможности удара ракеткой или мячом (его скорость может достигать более 200 км/ч). В 2004 году во время кубка Canary Wharf Squash Classic, у Джона Уайта была зафиксирована скорость мяча 270 км/ч.

Во многих местах проведения встреч требуют обязательного использования защиты для глаз, той же практики придерживаются некоторые ассоциации юниорского и парного сквоша.

Игра и счёт

Для определения права первой подачи игроки бросают жребий, вращая ракетку. Подающий сам выбирает подачу из левой или правой зоны подачи (service box). При правильной подаче одна нога подающего должна быть в зоне подачи и мяч после удара ракетки должен отскочить от фронтальной стены между линией подачи (service line) и линией аута (out line) и приземлиться в противоположной задней четверти корта, если только его не отбил с лету принимающий игрок.

Принимающий подачу игрок отбивает мяч к фронтальной стене. Мяч может быть отбит на лету (такой удар называют ‘volley’) или между его первым и вторым ударами об пол корта. При правильном ударе мяч должен достичь фронтальной стены и удариться между линиями аута (out) и звуковой панели (tin) до своего касания пола. Мяч попавший в любую линию аута или границу звуковой панели, в отличие от тенниса, считается аутом. До удара о фронтальную стену мяч любое количество раз может ударяться о любую из трех оставшихся стен корта. Мячи, играемые от боковых или задней стен, называют боусты (boast или angle).

Розыгрыш продолжается до того момента, пока один из игроков имеет возможность отбить мяч сопернику или не делает ошибки (выбивает в аут, позволяет мячу дважды удариться об пол, попадает в тин и т. д.) или судья не объявляет лет (let) или строк (stroke) за помеху игре (см. ниже).

По "традиционной" британской системе счета, существующей с 1926 года, очки засчитываются только подающему игроку. Если принимающий игрок выигрывает розыгрыш, то это дает ему только право следующей подачи. Обычно геймы разыгрываются до 9 очков, а при счете 8-8 принимающий может выбрать игру до 9 или 10 очков. На соревнованиях обычно играют до трех побед, но не более пяти геймов (best-of-five).

Американская система счета (иногда называемая PARS) дает очко игроку выигравшему розыгрыш вне зависимости от того, кто подавал. Традиционно, по системе PARS игра идет до 15 очков (при счете 14-14 принимающий может выбрать игру до 15 или 17 очков). Но с 2004 года для профессиональной игры счет ведется до 11 очков (при счете 10-10 игрок должен выиграть два очка подряд). Сегодня система PARS используется на мужских профессиональных соревнованиях, а высота звуковой панели уменьшена на два дюйма, в надежде сократить длительность розыгрышей, а, следовательно, и матча. Однако, на женских профессиональных турнирах до сих пор используется оригинальная английская система счета до 9 очков и высота звуковой панели осталась без изменений.

На международных играх, клубных и парных встречах обычно используют традиционную "британскую" систему ведения счета. Правила игры и счета могут быть незначительно изменены для сокращения времени игры (например, игры играют до 7 очков, до двух побед из трех геймов) или увеличения количества занятых игроков (например, так называемая форма сквоша на корте в три четверти, где одна зона подачи заблокирована и в ней ожидает своей очереди один игрок, в то время как два других игрока разыгрывают очко в оставшейся части корта). "Британская" система счета в основном используется на матчах USSRA (United States Squash Racquets Association).

Стратегия и тактика

Фундаментальная стратегия игры состоит в том, чтобы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют "прямой драйв’ (drive). После своего удара игрок должен переместиться в центр корта в так называемую позицию «Т» для того, чтобы иметь возможность принять любой удар соперника. Атака мягким "укороченным ударом" (short) во фронтальные углы заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к незамедлительной победе. "Кросс" (удар под углом, см. выше) используются для обмана и опять же увеличения пути к мячу для соперника.

Очень опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы фронтальной стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую "ник" (nick). Если "ник" выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в "ник", то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т» (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Опытные игроки после своего удара возвращаются на «Т» и готовятся к приему ответного. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

Розыгрыши между опытными игроками могут содержать 30 и более ударов, поэтому игра требует высочайшей подготовки на силу и на выносливость. Чем опытнее становятся игроки, и в частности, лучше принимают удары, тем больше игра становится войной на истощение. На высоком уровне игры более физически подготовленный игрок имеет большее преимущество.

Почти все игроки (опытные и не очень) попадают в следующие категории по стилю игры:

«Защитник » (retriever) - обычно, очень сильный игрок, играющий терпеливо и принимающий все удары противника, но не ведущий сильной атакующей игры.

«Атакующий игрок» (shooter) - так же может быть терпеливым, но более легко выбивающий победные мячи или играющий «ники». Обладает очень хорошей точностью удара и умением обмануть соперника.

«Силовой игрок» (power player) - пытается побороть соперника очень быстрыми мячами. За ним не замечено ни выносливости ни терпения.

«Универсальный игрок» (all-around player) - одинаково хорошо играющий во всех предыдущих стилях игры, чувствует себя комфортно во всех областях корта.

Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что дает им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.

Помехи движению или удару

Столкновения либо помеха движению или удару - это неизбежные аспекты скоростной игры в замкнутом пространстве. Правила игры обеспечивают игроку право доступа к мячу для удара и возможность замаха, а также беспрепятственного удара в любую область фронтальной стены. В случае помехи игре, игрок может заявить "лет" (let) и судья (или при его отсутствии сами игроки) оценивает характер столкновения. Судья может назначить "лет" и тогда игроки переигрывают очко, или присудить "строк" (stroke) (то есть очко или переход права подачи) обратившемуся игроку, в зависимости от характера помехи и того, мог ли, по мнению судьи, игрок выполнить удар, если бы ему не помешали.

Если не ясно была ли помеха или она была незначительна, правила обязывают отклонить "лет" в интересах непрерывности игры и пресечения ложных апелляций. Из-за субъективности в оценке причин и силы помех, вероятности обоих видов решений судьи практически равны.

Когда мяч попадает в соперника до удара о фронтальную стену, то это так же считается помехой. Если мяч летел по направлению к боковой стене в момент удара о соперника, то обычно засчитывают "лет". Однако, в случае если мяч летел прямо в переднюю стену, игроку бившему по мячу засчитывают "строк".

Развитие сквоша

В мире сосуществует несколько вариантов игры в сквош. В американском «хардболе» игра ведется намного более жестким мячом на кортах другого размера (см. выше). В то время как одиночные игры в хардбол, уже непопулярны даже в Северной Америке (в отличие от «международной» версии игры), парные игры в хардбол проводят все ещё достаточно активно. Существует парная версия сквоша: играют стандартным мячом, иногда на более широком корте. Так же существует более похожая на теннис игра - «сквош-теннис» (squash tennis).

Меньший размер корта для сквоша и мячи с меньшим отскоком усложняют процесс выигрыша очков, в отличие от своего младшего американского собрата «ракетбола» (racquetball). В отличие от ракетбола мяч должен попасть выше «тина» и не может быть легко «погашен». В результате, розыгрыши обычно дольше чем в ракетболе.

Игра полностью изменилась после изобретения стеклянной задней стены, которая позволила намного большему количеству зрителей наблюдать матчи. Сплошная стеклянная стена, была разработана для полностью прозрачных кортов - в дальнейшем называемых "Золотая рыбка"

Большинство игроков в сквош предпочитают партнеров сравнимых физически, умственно и технически, так как даже небольшая разница приведет к подавляющему преимуществу в матче. На сегодняшний день не существует какого-либо международного стандарта оценки уровня игроков. Существует только деление на профессиональных и непрофессиональных игроков.

Сквош дает отличную нагрузку на сердечно сосудистую систему. За час игры в сквош игрок тратит от 700 до 1000 килокалорий (3000-4000 кДж). Это существенно больше, чем в других видах спорта и на 70 % больше, чем в теннисе или ракетболе. Нагрузка приходится на верхнюю и нижнюю части тела - ноги используются для движения по корту, а руки и торс для замаха ракеткой. Но некоторые исследования показали, что сквош может являться причиной сердечной аритмии и считается не лучшей формой физической нагрузки для пожилых людей с болезнями сердца. Сегодня корты для сквоша существуют в 148 странах мира от Аргентины до Замбии.

Игроки и рекорды

The (British) Squash Rackets Association провела свой первый открытый мужской чемпионат по сквошу British Open в декабре 1930 года по «кубковой» системе: Charles Read был признанным чемпионом, но в домашнем и гостевом матчах был разбит игроком по имени Don Butcher, который стал чемпионом 1931-го года. Чемпионат продолжается и поныне, но проводится по «олимпийской» системе начиная с 1947 года.

Начиная с основания British Open, в нём доминировали одни и те же игроки: F.D. Amr Bey (Египет) в 1930-х; Mahmoud Karim (Египет) 1940-х; братья Hashim Khan и Azam Khan (Пакистан) 1950-х и 1960-х; Jonah Barrington (Великобритания и Ирландия) и Geoff Hunt (Австралия) 1960-х и1970-х; Jahangir Khan (Пакистан) 1980-х; Jansher Khan (Пакистан) 1990-х.

Женский чемпионат стартовал в 1921 году и так же его фаворитами был ограниченный круг дам: Joyce Cave и Nancy Cave (Англия) в 1920-x; Margot Lumb (Англия) 1930-x; Janet Morgan (Англия) 1950-x; Heather McKay (Австралия) 1960-x и 1970-x; Vicki Cardwell (Австралия) и Susan Devoy (Новая Зеландия) 1980-x; Michelle Martin (Австралия) 1990-x; Sarah Fitz-Gerald (Австралия) 1990-x и 2000-x.

Heather McKay с её большим ростом и абсолютным доминированием в игре (она оставалась непобедимой в течение всей своей 18-летней карьеры в 60-70-х) бесспорно величайшая женщина-игрок всех времен. Среди мужчин большинство современных экспертов отдают абсолютное первенство игроку Jahangir Khan (1980-е годы) или его дальнему родственнику Jansher Khan (1990-е годы). Другие достойные претенденты: Jonah Barrington, Geoff Hunt и Hashim Khan.

Из-за своей более долгой истории British Open многими считается более престижным, чем World Open, стартовавший лишь в середине 1970-х. Однако, устроители кубка пытаются привлечь лучших игроков с помощью денег. В 2005 году общий (женский и мужской) призовой фонд British Open составил 71 000 $, в сравнении с ним World Open предлагал призы на сумму 270 000 $.

Hashim Khan открыл доблестную династию великих пакистанских чемпионов сквоша, которую продолжили Jahangir Khan и Jansher Khan. Jahangir, являясь на сегодняшний день президентом Всемирной Федерации Сквоша (WSF), десять раз побеждал в British Open и восемь раз в World Open. Jansher получил свой первый титул в 1989 году, победив в чемпионате World Open.

В прошлом сотая ракетка мира Alby King (Новая Зеландия) заявил, что у сквоша «вполне реальные шансы» быть вписанным в список олимпийских видов спорта к играм 2016 года.

Существует много разных направлений в спорте и одни из них являются очень распространенными, а другие – нет. Ко второй группе можно отнести сквош, который считается «недалеким родственником» большого тенниса. У него есть свои правила и особенности, необходимые к изучению.

Что такое спорт сквош?

Многие, описывая сквош, предлагают такую формулировку – это теннис, свернутый пополам. Связано это с тем, что игру проводят в закрытом помещении, в котором игроки, стоя недалеко друг от друга и используя ракетки, по очереди бьют по мячу, чтобы тот ударялся о стену. Игра сквош пользуется огромной популярностью в Америке, Австралии, Израиле и Египте. Зародился этот спорт в Великобритании, и произошло это совершенно случайно: дети ожидали своей очереди, чтобы поиграть в теннис, и в это время били мяч о стену. Этот игровой вид спорта – сквош – считается доступным для людей любых возрастов.

Сквош – правила игры

Смысл этого спорта заключается в том, что человек должен ракеткой отбить мяч так, чтобы после него соперник не смог сделать свой удар. Чтобы понять, как играть в сквош, можно следовать таким правилам:

  1. В обязательном порядке проводится разминка, которая длится 5 мин. Она подразумевает «разогрев» мяча, то есть участники беспрерывно бьют по нему, что делает его более жестким. Если во время игры мяч порвется, тогда вводят другой, который тоже разогревают.
  2. Прежде, чем начать проводят жеребьевку, которая определяет, кто будет осуществлять первую подачу. В следующем раунде подает победитель предыдущего.
  3. Еще перед игрой в сквош участники выбирают квадрат подачи, и заработавший очко меняет его на время следующей подачи. Важно, чтобы во время подачи одна нога обязательно полностью находилась в выбранном квадрате. Если это правило не выполняется, тогда теряется подача, и она переходит к сопернику.
  4. Удары по мячу игроки осуществляют по очереди, причем бить можно как в процессе его полета, так и после удара о землю.
  5. Мяч должен не просто коснуться стены, а оказаться выше акустической панели и не попасть в линию аута.
  6. Между геймами в большинстве случаев делают перерыв на 1,5 мин., чтобы попить воды и перевести дух.
  7. Начисление очков проводится в случае, если человек совершает ошибку, например, попадает в аут или пропускает удар. Побеждает тот, кто сможет первым набрать 11 очков. Если счет сета составил 10:10, то игра продолжается, пока один из участников не будет иметь преимущество в 1 балл. В большинстве случаев аматоры играют до двух побед, а профессионалы до пяти.
  8. Сквош нуждается в судействе, поскольку часто возникают спорные ситуации. Если игрок считает, что была помеха, то он обращается к судье с апелляцией для назначения let, который одобряют, если порвался мяч или противник по конкретной причине не смог принять мяч. Когда участник грубо нарушает правила, то очко назначается противнику и это называется Stroke.

Сквош – корт

Интересен тот факт, что размеры поля, на котором играют в сквош, были утверждены еще в 1920 году. Это международные стандарты, которые не могут нарушаться: длина корта не может быть больше 9,75 м, а ширина составляет 6,4 м. Территория сквоша еще включает специальную разметку, которая также четко установлена:

  1. Линия для указания верхнего аута должна находиться на высоте в 4,57 м, а нижнего – 43 см.
  2. Линия подачи отмечается на высоте в 1,83 м. Еще одна линия рисуется от пола и до вершины стены, а расстояние до нее должно быть 2,13 м.
  3. Толстые наклонные линии должны быть нарисованы на боковых панелях, и они служат неким связующим элементом между аутами и фронтальной стеной.

Мяч для сквоша

Ошибочно полагать, что для игры в сквош можно использовать любой мяч. Его главной отличительной чертой является наличие точек и их цвет. Такие знаки используют для того, чтобы отметить силу отскока и скорость, например, если мячик для сквоша имеет две желтые точки, то это указывает, что он является медленным и у него слабый отскок. Его в большинстве случаев используют профессиональные игроки, поскольку у них большая сила удара.

Новичкам рекомендуется использовать мячи, которые имеют или одну синюю, или одну красную точку. Они обладают хорошей скоростью и лучшим, в сравнении с другими вариантами, отскоком. Полезно будет узнать, когда нужно произвести замену мяча. Специалисты утверждают, что это нужно делать после того, как сотрется логотип производителя и поверхность станет гладкой на ощупь.

Ракетка для сквоша

Выбирать ракетку нужно тщательно, уделяя внимание каждой детали. Если сравнивать ее с ракеткой для тенниса, то она будет легче. Правила сквоша допускают использование ракеток разного веса и здесь нужно руководствоваться принципом: чем тяжелее ракетка, тем сильнее будет удар. Новичкам рекомендуется начинать с малого, что позволит изучить принцип успешной игры. Вес ракеток варьируется в пределе от 120 до 210 г.

Для изготовления ракеток для игры в сквош в большинстве случаев используют алюминий или композит. Кроме этого, следует знать, что они могут иметь как круглую, так и прямоугольную форму. Внимание при выборе нужно уделить такому понятию, как баланс ракетки и он должен быть таким, чтобы ее было удобно держать в руке, и она не перевалилась «в голову», поскольку рука будет быстро уставать. Есть еще разделение по уровню жесткости и здесь нельзя сказать, какая ракетка лучше, а какая хуже, поскольку выбор должен делаться исходя из собственных ощущений во время игры и от стиля.

Сквош – экипировка

Если хочется заниматься этим видом спорта, тогда важно уделить внимание покупке не только основного инвентаря, но и экипировки, которая включает обувь, одежду и специальные аксессуары. Тренер по сквошу может дать свои рекомендации, касающиеся выбора вещей, но есть и общие принципы, которым можно следовать. Если хотите серьезно заниматься этим спортом, тогда не стоит экономить на покупке качественных вещей.


Кроссовки для сквоша

Особого внимания заслуживает обувь, которая должна быть максимально удобной и легкой, поскольку сквош является динамичной игрой, где нужно постоянно двигаться. При выборе рекомендуется следовать таким принципам:

  1. Обувь для сквоша должна быть максимально легкой, чтобы не тормозить реакцию и не становиться причиной получения травмы.
  2. Подошва должна быть немаркой, то есть не оставлять на полу черные полоски и другие следы. Выбирайте модель с резиновой подошвой, поскольку этот материал обеспечивает хорошее сцепление обуви и пола, поэтому риск скольжения сводится к минимуму.
  3. В кроссовках должна присутствовать хорошая амортизация пятки, поскольку из-за резких движений можно получить проблемы с суставами. Хорошо, если в обуви будут специальные прокладки, уменьшающие напряжение, которое получают ступни во время игры.
  4. Носок у подходящих кроссовок должен быть «дыщащим», это важно для того, чтобы нога не перегревалась, но и крепким, чтобы обувь сохранилась на много лет и не потерлась.
  5. Большое значение имеет боковая защита, которая представляет собой вставки из каучука.
  6. Что касается задника, то он должен быть жестким, поскольку это важно для защиты лодыжки от повреждений.

Одежда для сквоша

Каких-либо четко прописанных правил, касающихся одежды, не существует. Форма для сквоша идентична той, что играют в теннис, то есть главное требование к ней – максимальный комфорт. Мужчины в большинстве случаев предпочитают надевать футболку и шорты, а девушки – футболку и юбку-шорты или спортивные шорты. Кроме этого, рекомендуется надевать специальную повязку на голову и запястья, которые предназначены для поглощения пота.

Очки для сквоша

Многие новички недоумевают, зачем в помещении надевать очки, но здесь все предельно ясно. В сквоше они предназначены для защиты глаз, поскольку во время активной игры мяч может попасть в лицо, что станет причиной травмы. Чтобы этого избежать, используются специальные аксессуары для сквоша, которые должны подбираться с учетом некоторых нюансов: спортсмен должен хорошо все видеть, конструкция очков должна быть прочной, и они не должны слетать с головы.


Турнир по сквошу

Хоть в Олимпийские игры и не входят соревнования по сквошу, в разных странах проходят свои турниры. Проведением международных соревнований и другими организационными вопросами занимается Всемирная федерация сквоша – WSF. Вид спорта сквош имеет и ассоциации игроков для женщин и мужчин. Один из самых знаменитых турниров в этом виде спорта – White Nights Open. Он проходит в Санкт-Петербурге и участие в нем принимают люди из разных стран.

Сквош представляет собой спортивную игру с использование мяча и ракеток в закрытом пространстве. Игра может быть одиночной (2 участника) или парной (4 участника). Этот вид спорта получил своё название из-за используемых в нём мягких снарядов, от английского Squash - сжимать, разминать.

Необходимое оборудование

Мяч

Мячи для игры в сквош представляют собой два склеенных кусочка резины, которые образуют полую сферу. Их полируют до матового блеска. В диаметре они составляют от 39.5 до 40.5 мм и весят 23−25 г.

Мячи имеют свою классификацию, которая обозначается цветными точками на поверхности. Мячи с синей точкой - самые прыгучие и рекомендуются новичкам, так как их легче отбивать. Профессионалы же предпочитают снаряды с двумя или одной жёлтой точкой - они хуже отскакивают от стен, и противнику сложнее принять подачу. Разные мячи используются в зависимости от атмосферных и климатических условий.

Перед началом игры мяч необходимо разогреть, несколько минут отбивая его о стену. Холодные мячи обладают малой прыгучестью.

Ракетка

Ракетки для сквоша имеют относительно небольшие размеры. По современным стандартам их длинна не должна превышать 686 мм, а ширина - 215 мм. Максимальная площадь головы ракетки - 500 кв. см.

Раньше их изготовляли из натуральных материалов: дерево (преимущественно, дуб) и кетгут. Однако, с середины 80-х гг. ободья ракеток стали делать из композитных материалов или металлов (таких как графит, кевлар, титан или бор), а сетки - из синтетических струн.

Корт

Корт для сквоша выглядит как прямоугольная площадка , окружённая четырьмя стенами. В длину он составляет 9750 мм, в ширину - 6400 мм. Пол разделён на три блока. Передняя линия отделяет переднюю и заднюю части корта и располагается на расстоянии 5440 мм от фронтальной (лицевой) стены. Задняя часть корта делится пополам средней линией. Таким образом, образуются передняя половина корта, задняя левая и задняя правая четверти. В каждой четверти есть зона подачи - небольшой отдельный квадрат, пересекающийся с передней линией и боковой стеной.

Игровая площадь стены сверху ограничивается линией аута. На фронтальной стене она располагается на высоте 4570 мм, затем продолжается наискось по боковым стенам и проходит по задней стенке на расстоянии 2130 мм от пола. На лицевой стене прочерчены ещё две линии. Тин (на высоте 430 мм) отмечает нижний предел игровой площади. Область под этой линией также называется акустической панелью. Она делается из жести, чтобы попадание мяча в эту зону можно было определить по звуку. Линия подачи проходит на высоте 1780 мм.

Зоны и линия подачи используются только в момент подачи мяча и далее не играют роль. Удар мяча по акустической панели или выше линии аута засчитывается как аут.

Суть игры состоит в том, что игроки по очереди отбивают мяч от фронтальной стены. Цель участников - отбить снаряд так, чтобы соперник не смог принять его.

В начале игры участники тянут жребий . Выигравший выбирает левую или правую четверть корта, из которой будет подавать мяч.

Подающий должен занять положение, при котором одна его нога находится в зоне подачи. Мяч должен ударить по фронтальной стене выше линии подачи, но ниже линии аута, а затем приземлиться в задней части поля. Принимающий может отбить снаряд на лету либо после того, как он один раз отскочит от пола.

Розыгрыш заканчивается , когда один из игроков не может отбить мяч или совершает ошибку. Ошибкой считается, если снаряд коснулся неигровой зоны (акустическая панель лицевой стены или выше линии аута) или дважды отскочил от пола. После удара ракетки мяч не должен касаться пола, пока не попадёт по фронтовой стене.

Часто участники не намеренно мешают друг другу, так как во время игры свободно передвигаются в ограниченном пространстве. Поэтому опытные игроки после удара по мячу всегда отступают в центр поля. Однако, если вмешательство все же случилось, сторона, которой помешали, может заявить «лет» (спорный мяч). Тогда судья (или сами игроки при отсутствии оного) решает степень вмешательства и либо принимает, либо отклоняет лет. В первом случае очко переигрывается. В зависимости от степени вмешательства, судья также может объявить «строк», что присуждает очко стороне, которой помешали сделать удар.

Система очков

Виды ударов

Существует на удивление много способов ударить по мячу. Вот некоторые из них:

Сквош-корты в России

Согласно статистике Мировой федерации сквоша на 2009 г., в мире построено 49908 сквош-кортов в 188 странах. Больше всего кортов в Британии - 8500.

В России этот вид спорта появился в 90-х гг. Хотя среди отечественных спортсменов было немало чемпионов, всё же до более опытных соперников, имеющих свою историю и традиции, россиянам ещё далеко. Поэтому Федерация сквоша России особенно активно продвигает сквош для детей. На их сайте можно найти адреса спортивных клубов со сквош-кортами в Москве, Санкт-Петербурге и других городах РФ.

Поделитесь с друзьями:

  Что нужно для начала игры в сквош

Журнал «Форбс» любит проводить разного рода исследования. Лет десять назад по результатам одного из таких исследований был выявлен самый здоровый вид спорта. Им единодушно признали игру в сквош.

Энергичная и увлекательная игра ракетками в специальный мягкий мяч обеспечивает полноценную разминку сердечнососудистой и дыхательной системы.

Постоянное движение игроков по корту укрепляет выносливость ног, а наклоны, выпады и удары ракеткой – верхней части тела и рук. За каких-то полчаса игры сжигается столько калорий, которые за два-три часа бега трусцой не сожжешь.

Играть в сквош можно в паре или соревноваться парами. Знатоки считают, что сквош – это гибрид между бадминтоном, у которого он позаимствовал форму и величину ракеток, и … бильярда. Ведь в шары бильярдисты играют от бортов, а в сквош – от стен!

  Международные правила сквоша

Современные правила игры в сквош утверждены Международной Федерацией в 2001 году, полный свод правил обязателен для исполнения на всех видах официальных состязаний по сквошу.

  Что нужно для игры в сквош?

Игроку нужна , мягкий мячик и стены! Поэтому в сквош чаще всего играют в закрытых помещениях. Конечно, если есть желание совместить игру и наслаждение от свежего воздуха и солнечного света, то стены можно возвести на открытой площадке.

В Правилах крыша не названа обязательным элементом оборудования корта.

Кстати, для начала, для освоения техники и основных приемов игры достаточно и одной стены. Главное, чтобы на ней окон не было, потому что мячик летит с «пушечной» скоростью. Несмотря на свою мягкость, такой снаряд способен нанести вполне жесткие разрушения.

  Как должна быть устроена площадка для сквоша

Длина сквош-корта – 9, 75 метра.

Ширина -6,4 метра.

Игровое пространство сверху ограничивается линиями аута, а снизу «жестянкой», то есть специальной панелью на стене.

Линии на фронтальной стене и квадраты подачи на полу важны только при подачах.

Игроки поочередно ударяют ракеткой по мячу, который весит 24 грамма при диаметре 40 миллиметров.

Мяч должен коснуться стены в любом месте выше акустической панели и ниже линии аута.

Способы удара по мячу не регламентируются: мяч можно отбивать после одного отскока от поверхности или до момента касания, бить по фронтальной стене или по любой другой.

  Как начинается матч в сквош

Подающего игрока определяют с помощью жребия, подачу совершают из любого квадрата подачи, по выбору самого игрока. Выиграв очко, подающий меняет квадрат на противоположный.

Если игрок не смог отбить мяч из-за помехи, то розыгрыш очка переигрывается. Поскольку два игрока делят одну площадку, то помехи возникают часто. В этом случае нужно просто попросить Let.

Ситуация No let обозначает промах или недостаточность усилий игрока, а не наличие препятствий в игре.

Игрок, намеренно пропустивший удар, из-за опасения ударить ракеткой соперника может рассчитывать на Let.

  Счет очков в гейме

Организаторы матча могут выбрать матч из трех или пяти геймов. Выигрывает тот, кто победит в трех геймах. Максимальное количество набранных очков в гейме – 11.

Однако, если счет 10-10, то игра буде продолжаться до момента, когда разница в счете достигнет двух очков.

Если одному игроку не хватает единственного очка до победы, объявляется гейм-бол, независимо от того, кому не хватает этого очка, подающему или принимающему.

  Как играть в сквош с удовольствием

Сквош чрезвычайно популярен в 130 странах мира, играют в него больше 15 миллионов человек. Игра, которую любили заключенные английских тюрем, стала элитным видом спорта.

Как и в любом игровом виде спорта, в сквоше можно выделить три важных элемента.

Физическая подготовка игрока.

Отточенное мастерство и техника игры.

Продуманная техника и стратегия

При равной физической подготовке соперников выигрывает тот, кто стратегически верно выстроил игру.

У профессионала вообще можно выиграть только двумя способами: сделать ник, то есть ударить мячом в стык между боковой стеной и полом, что делает траекторию отскока непредсказуемой, либо продуманно выстроить комбинацию ударов так, чтобы соперник не успел добежать до мяча и взять последний удар.

  Основные виды ошибок, приводящие к потере очка

1. Игрок допустил двойное касание мячом пола после отскока от стены.

2. Мяч коснулся пола после удара ракеткой, не долетев до стены.

3. Мяч угодил выше линии аута или попал в акустическую панель.

4. Мяч попал в любого игрока или просто коснулся его одежды.

5. Игрок дважды подряд отбил один и тот же мяч.

Ситуация Let к потере очка не приводит, это законный способ переиграть очко. Если мяч лопнул во время игры, то очко тоже переигрывается.

  Разминка или «разогрев» мяча

Особенностью игры в сквош является обязательная совместная разминка игроков перед началом матча.

Игроки по очереди совершают удары по мячу в течение пяти минут. В процессе разминки «разогреваются» игроки, а главное , который становится более жестким и игровым.

При необходимости судья может разрешить продолжить разогрев мяча после перерыва между геймами.

  Как контролируется соблюдение правил на корте

Маркер ведет подсчет очков, следит за соблюдением последовательностью выбора квадрата подачи, объявляет завершение розыгрыша, называет ошибки и констатирует ситуации Let. Маркер уполномочен объявлять решение Судьи по тем или иным спорным вопросам.

Решение Судьи окончательно, оно не обсуждается и не оспаривается. Игроки имеют право апеллировать к Судье, высказывать несогласие с решением Маркера. Судья имеет право присуждать победу игроку в случае неявки соперника в течение 10 минут, приостановить матч или даже прекратить его из-за неподобающих условий на корте, неправильного поведения зрителей.

  Как уберечься от травм во время игры в сквош

В сквош игроки-соперники делят одно пространство корта на двоих или четверых, поэтому джентльменское поведение на корте жизненно необходимо. Избежать ударов ракеткой или мячом можно только при соблюдении правил взаимной вежливости и аккуратности.

Поддерживающие голеностоп, снабженные нескользящей подошвой уберегут от вывихов и растяжений.

Врачи подскажут, как избежать травм спины, локтей, коленей и рук.

Мягкий мяч, во время игры «разогревается» и становится жестким, поэтому для защиты глаз часто используют специальные очки. На юниорских соревнованиях очки считаются обязательным элементом экипировки.

Динамичная и активная игра в сквош приносит игрокам массу положительных эмоций, эмоциональную разрядку и отлично поддерживает великолепную физическую форму.

Сквош – довольно распространенный и престижный вид спорта, который даже претендует войти в программу Олимпийских игр. Он появился еще в 19 веке в Англии и является прямым родственником ракетных игр – большого тенниса и бадминтона, ведь его главные снаряды – ракетка и мячик.

Играть в него можно вдвоем, а можно парами. Но главное условие – закрытое помещение. Именно поэтому англичане так любят этот вид спорта, ведь ним можно заниматься независимо от переменчивой британской погоды.

Немного истории

Впервые упоминание о развлечении, похожем на игру в сквош появились еще 16 веке. Тогда, в эпоху Возрождения, французская детвора резвилась, отбивая шарики от стен в переулках города. После этого игра перекочевала в долговую тюрьму Флит Призон. Ее заключенные, имеющие немного свободного времени, часто были замечены за монотонным занятием – они ударяли жесткий мячик о стены камеры.

Но настоящее распространение сквош получил после того, как в одной из английских школ (Harrow School) студенты, ожидая своей очереди на теннисный корт, решили скоротать время на небольшой площадке, окруженной со всех сторон стенами школы, отбивая от них мяч.

После этого игра еще долго не выходила за пределы учебных заведений и была прерогативой исключительно студентов. Но вначале 20 века нею заинтересовались военнослужащие британской армии и многие частные клубы. В 1907 году ассоциация Tennis, Rackets & Fives установила и прописала основные правила игры и ее стандарты. А в 1928 году была даже создана первая Ассоциация сквоша.

Но так как специальные корты для проведения матчей отсутствовали, то играть в сквош могли себе позволить только люди с высоким достатком.

И только в конце 20 века игра приобрела массовый характер и стала собирать поклонников по всему миру.

В чем суть?

Как же играть в сквош? Его цель довольно проста – вам необходимо ударять по мячу ракеткой таким образом, чтобы ваш соперник не смог его отбить после вашего удара.

Но и тут есть свои правила.

  1. Мяч должен коснуться стены выше акустической панели, но не попасть в линию аута.
  2. Ударять по мячу нужно по очереди. Бить разрешается в процессе полета шара или после того, как он удариться об землю.
  3. Очки насчитываются игроку тогда, когда соперник ошибается и пропускает удар. Игрок, первым набравший 11 баллов считается победителем. Если счет предыдущего сета составил 10:10, то игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не получит преимущество в 1 очко. Аматоры сквоша играют до 2 побед, а профессионалы до 5.
  4. Перед игрой игроки тянут жребий. Тот, кому повезло, подает первым. После этого подающим является тот, кто выиграл гейм.
  5. Также перед геймом игроки выбирают квадрат подачи. Тот, кто зарабатывает очко, меняет его на время следующей подачи.
  6. Особое внимание также уделяется постановке ног игроков. Хотя бы одна из них должна полностью стоять в квадрате подачи. В случае невыполнения этого требования подача теряется, и игрок, в отличие от игры в теннис, не имеет права на повторную попытку.

Набор игрока

Теперь давайте разберемся, что понадобится, если вы решили сыграть в сквош? В первую очередь ракетка и мяч. Внешне мячи не отличаются друг от друга, но на каждом из них можно увидеть цветную метку, которая указывает на уровень упругости (скорости).

Очень медленный обозначается двумя желтыми точками, медленный – зеленой или белой, мяч средней скорости – красной, быстрый – синей. Также стоит знать, что перед геймом мяч нужно разогреть, иначе прыгать он будет хуже. Причина кроется в специальной жидкости, находящейся внутри, которая, нагреваясь, делает его более «прыгучим».

Корт для игры в сквош также имеет свои определенные размеры. Они были установлены еще в 1920 году, и до сих пор не менялись. Его длина должна быть равна 32 футам, а ширина – 21 футу.

Кардинальное изменение игры произошло тогда, когда задняя стенка корта стала изготавливаться из стекла. Это привлекло большое количество зрителей, которые в результате становились клиентами спортивных клубов.

Основные преимущества

У сквоша, как у вида спорта, есть множество своих плюсов.

  1. Это игра для всех. Нет ограничений ни по возрасту, ни полу, ни комплекции. Не требуется даже особой физической подготовки.
  2. Игра очень доступна. Вам не придется долго осваивать технику и учить правила, все предельно ясно. А экипировка для занятий (для любителей) стоит не так уж и дорого.
  3. Полезна для здоровья. Сквош – отличная альтернатива длительным и изнурительным тренировкам в тренажерном зале. Полчаса игры дают довольно сильную нагрузку на все группы мышц, в результате чего вы получаете еще и хорошую кардиотренировку, сжигая более 1000 ккал. К примеру, в процессе игры в большой теннис это количество составляет всего 400 ккал.
  4. К тому же, такие занятия позитивно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивают гибкость и тренируют вестибулярный аппарат. А еще они прекрасно подойдут тем, кто мечтает избавиться от лишних килограммов. При условии регулярных тренировок они будут таять на глазах.
  5. Зрелищность. Сквош всегда привлекает огромное число болельщиков. Особое удовольствие доставляет присутствие на играх, которые проходят на кортах с полностью стеклянными стенами.

Найдутся ли недостатки?

Основным минусом таких занятий когда-то было отсутствие, а позже недостаточное количество специальных кортов. Но многие спортивные клубы, в связи с активным увлечением сквошем, оборудовали такие площадки.

Будьте осторожны!

Но так как сквош является очень энергозатратным видом спорта, и приносит реальную пользу при 150 ударов сердца в минуту, то существуют и некоторые противопоказания, среди которых:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • грыжа позвоночника;
  • заболевания суставов.

Сквош – очень увлекательная игра, которая здорово разогревает азарт и дух соперничества. К тому же, подобные занятия во всем мире являются отличным предлогом, как для деловых, так и неформальных встреч. А для тех, кто живет в динамичном ритме современного мегаполиса, и не располагает большим количеством времени для физических нагрузок, сквош станет отличным вариантом для выплеска эмоций и ментального отдыха.